Анализ лирики бунина - повесть «деревня» психологическая повесть ивана алексеевича бунина «деревня» признана одним из самых и правдивых произведений xx века. именно в этой повести писатель начинает раскрывать в себе талант реалистичного прозаика, при этом разнообразие его художественный приемов для отображения простой крестьянской жизни россии тесно перекликается с темами и художественной выразительностью его лирики. основной «деревни» служит трезвый, беспощадный в своей истине реализм, с которого бунин раскрывает перед читателями полноценную картину крестьянской жизни. замысел повести «деревня» замысел повести «деревня» возник у бунина в результате раздумываний о событиях 1905 года и то, как это отобразилось на жизни в деревне. это к тому, что лиричному и мастеру тонкой и нежной поэзии бунину пришлось изображать происходящее в деревне в строгом стиле и сугубо объективной манере. только так он смог бы достучаться до черствых и уже, казалось бы, небьющихся сердец людей, которые игнорировали то, что переживают тысячи обездоленных людей. при этом бунин не просто рисует суровую картину действительности, он раскрывает личности людей, которые были ключевыми фигурами этой картины. поэтому повесть «деревня» считается, прежде всего, психологическим романом, так как бунин уделяет много внимания глубинным портретам людей, их чувствам, переживаниям, мыслям. художественная выразительность лирики бунина в том, чтобы изобразить это наиболее искусно, бунину его художественная выразительность, которая заключена и в его деревенской лирике, посвященной красоте природы и тем удивительным ощущениям, которые она вызывает у человека. (лирический герой бунина: состояние одиночества или душевного покоя? ) тщательно описанный буниным быт и повседневное существование крестьян и детально показанные образы людей свидетельствует о главном замысле повести. писатель преследует цель не просто реалистично показать действительность, но и читателя к логической мысли о будущем народа и в частности – о судьбе деревне и тех людей, которые всю свою жизнь посвящают ей. и именно здесь проявляется настолько близкий бунину лиризм, он мягко звучит в тональности всего повествования, в тех удивительных картинах природы, которым писатель уделяет столько внимания, в ярких и сложных чувствах героев и их проникновенных словах. образы главных героев два главных героя повести – братья красовы – представляю собой тщательно продуманные образы, противоположность которых писателю полноценно обрисовать картину действительность. кузьма, поэт-самоучка, явно близок к самой личности бунина, в его действиях и мыслях чувствуется личное отношение писателя к происходящему и его оценки. на примере кузьмы автор показывает черты новой народной психики, сам кузьма раздумывает о том, что народ – ленивый и дикий, что причины такой жестокой жизни крестьян состоит не только в сложных обстоятельствах, но и в их же собственных представлениях и психологии. в противоположность поэту-самоучке бунин делает образ его брата тихона эгоистичным и расчетливым. постепенно он преумножает свой капитал, и на своем пути к благополучию и власти, не останавливается ни перед чем. но несмотря на выбранный им путь, он все же чувствует пустоту и отчаяние, которые напрямую связаны со взглядом в будущее его родины, рисующее картины еще более разрушительной революции. проблематика повести на примере главных и второстепенных героев бунин раскрывает перед читателями те острые социальные противоречия, в которых заключается действительность. те, кто является деревенский «бунтовщиками» - глупые и пустые люди, выросшие в бескультурье и грубости, и их протест – всего лишь нелепая попытка что-то изменить. но они не в силах изменить собственное сознание и психологию, основной которой все равно остается косность и беспросветность.
Мать васи умерла, когда ему было шесть лет. с этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. после смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. вася чувствовал горе от того, что умерла мама; ужас одиночества углублялся, потому что отец отворачивался от сына “с досадой и болью”. все считали васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли. герой “не встречал и ласки” дома, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нём жила жажда познания, общения, добра. он не мог примириться с затхлой жизнью городка: “мне всё казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно”. повесть названа «в дурном обществе» , потому что в ней рассказывается о сыне судьи, который подружился с нищими детьми. “дурным обществом” называет компанию пана тыбурция не сам мальчик, а старый януш, который был когда-то одним из мелких графских служащих. рассказ ведётся от имени васи, поэтому прямого описания васи нет в повести. вася был смелый мальчик, честный, добрый, он умел держать слово. в тот год, когда произошла эта , ему было семь или восемь лет. валеку было около девяти лет. он был больше васи, “худой и тонкий, как тростинка. одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами”. валек вёл себя солидно и внушал васе уважение “своими манерами взрослого человека”. маруся, сестра валека, была худенькая маленькая девочка четырёх лет. “это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, — пишет короленко в главе «знакомство продолжается» . — несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого ” вася сравнивал марусю со своей сестрой соней, которой тоже было четыре года: “ соня была кругла, как пышка, и , как мячик. она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в тёмные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту”. соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. маруся росла в нищете и часто бывала голодна. за ней ухаживал брат валек. после знакомства с валеком и марусей вася чувствовал радость от новой дружбы. ему нравилось беседовать с валеком и приносить подарки марусе. но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из маруси жизнь. вася полюбил валека и марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. не видеть друзей стало для него большим лишением. когда валек сказал васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, вася ушёл домой и горько плакал от чувства глубокого горя. его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась “острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли”. характер васи и его отношение к жизни после встречи с валеком и марусей сильно изменились. вася научился проявлять терпение. когда маруся не могла бегать и играть, вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы . в характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви. изменения, произошедшие с васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека”.как-то так