Повесть Гоголя "Тарас Бульба" о славном казаке Тарасе, который достаточно много повидал и немало пережил. Его уважали и ценили его мнение. Он сам был честный и отважный. Непреодолимая любовь к родине, бессмертная преданность вере… он был воистину бравым казаком. Не смотря ни на что, Тарас шел в бой за родину. Он был отличным товарищем, который никогда и не смотра ни на что, не бросил бы товарища в беде. Он был славным мужем и достойным отцом. У Тараса было два сына Остап и Андрий, из которых он воспитал достойных, славных казаков. Несмотря на то, что Остап и Андрий были братьями по крови, характер у них был совершенно разный. Остап был силен волей, он не желал и не любил учиться, с достоинством терпел все наказания. Остап был очень умен и решителен, он с легкостью принимал важные решения, он был расчетлив и прекрасно вел войско. Внешне Остап выглядел как истинный воин, величественный вид и строгий взгляд. Он был справедлив, но жесток. Закон и веру он ставил на первое место. Но семья и товарищество были для него не менее важнее. Война для него была доказать величие своей веры. Остап воевал с достоинством и гордостью, но он воевал за веру и за отчизну, а не за богатство. Он выбрал товарищество, за которое воевал до самой гибели. Андрий же был полной противоположностью своего брата. Он любил учиться, был смышлен и хитер, он всегда знал как избежать наказания. Андрий жил сердцем и душой. Он был искренен, всегда и во всем он видел позитив. Он любил до безумия, всегда откликался на он видел только радужные цвета во всем мире. Для него не было преград. И будучи свободным словно птица, он стремился к чему-то новому, интересному. Он любил воевать, но делал это с чистой душой и только ради того, что бы проявить себя, показать как воина. Андрий был особенным казаком, он был воин-романтик. Он имел богатое воображение, и в то время как другие видели просто обыкновенный мир, он видел нечто особенное, что-то, что делало его жизнь интереснее, увлекательней. Андрий выбрал любовь и встал против самого ценного в жизни каждого казака, против своего товарищества, из-за чего он и погиб от рук своего отца.
Действие второе, явление пятое. В своей речи «о судьях» Чацкий разоблачает старое поколение, которое не принесло никакой пользы Родине, только грабило государство, богатело за счет друзей и родственников, проводило свои дни раздольно, заботясь лишь о высоких чинах, званных обедах и многочисленных визитах. Главный герой видит смысл жизни в служении народу, высказывает неприязнь в отношении крепостного права, что отразилось в его воспоминаниях о крепостном театре, о «Несторе негодяев знатных» , обменявшем своих верных слуг на трёх борзых собак, о распроданных крепостных детях, отобранных у родителей. Чацкий является гуманистом, защищает свободу и независимость личности, право выбирать себе занятие: путешествовать, «вперить ум» в науки или посвятить себя «искусствам творческим, высоким и прекрасным» . Он утверждает прогрессивные идеи, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению. Произнося свою речь, Чацкий выступает от всего поколения, которое хочет изменить предрассудки старого общества.
1. "Сила и Власть возвели Прометея на вершину скалы и торопят Гефеста приниматься за работу". 2. "Один остался Прометей; слушать его могли теперь лишь море да мрачные тучи". 3. "Окружили скалу океаниды. Глубока их скорбь о Прометее. Но слова его, которыми клянет он Зевса и всех богов-олимпийцев, пугают их". 4. "Но не вечно будет страдать Прометей. Он знает, что злой рок постигнет и могучего громовержца". 5. "Истомленная, обессиленная скитаниями, истерзанная жалом овода, остановилась Ио перед прикованным Прометеем". 6. "Едва промолвил эти слова Прометей, как по воздуху быстро, словно падающая звезда, пронесся посланник богов Гермес и, грозный, предстал перед Прометеем". 7. "Рухнула со страшным грохотом скала с прикованным к ней Прометеем в неизмеримую бездну, в вековечный мрак"