В самом начале своей работы над "Евгением Онегиным" Пушкин писал П. А. Вяземскому: "Я пишу теперь не роман, а роман в стихах — дьявольская разница". В самом деле, стихотворная форма придает "Евгению Онегину" черты, резко отличающие и показывающие картины не только природы, быта. Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Мы непосредственно чувствуем победоносную силу весны, которая гонит снега, превращая их в мутные ручьи.. . В "Отрывках из путешествия Онегина" описываются Кавказ, Крым, дается подробное поэтическое и в то же время реалистически верное изображение Одессы. Целая поэтическая география России, подаренная нам гениальным поэтом! Особое место в "Евгении Онегине" занимают описания деревенской русской природы. Пушкин описывает весну, рисует зимние, осенние пейзажи. При этом он, как и в изображении людей и их характеров, вовсе не стремится выбирать какие-то исключительные, необыкновенные картины. Наоборот, все у него просто, обыденно и в то же время прекрасно. До Пушкина поэты изображали природу в классических и романтических произведениях, искали красоты, поэтичности только в грандиозных, необычных для русского человека картинах высоких гор, пропастей, водопадов, бурно текущих рек, морей. Пушкин так говорит о романтических вкусах своей молодости: В ту пору мне казались нужны Пустыни, волн края жемчужны, И моря шум, и груды скал.. . Своими высокопоэтическими изображениями простой, скромной природы средней России Пушкин решительно изменил вкусы читателей и писателей тоже. Он показал, сколько прелести и поэтичности заключается в этих всем знакомых, родных, но недостаточно оцененных нами картинах. ..Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна.. . Сорок веселых, на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Все ярко, все бело кругом. Это — начало зимы. А вот как описана весна в деревне. Здесь и ясное небо, и первый пух на деревьях, и первый вылет пчел за медом, и появление цветов на лугах, и первый выгон коров на пастбище, и, наконец, завершая и делая еще более поэтичным этот образ пробудившейся жизни в природе, —соловьиные песни по ночам. Пушкин, сумевший увидеть красоту в самом простом и обыкновенном, сумевший найти самые верные, самые поэтические слова для выражения этой красоты, заражает и нас. Он учит нас видеть, понимать и любить нашу скромную, по сравнению с югом, но прекрасную в своей простоте природу. В самом романе столько светлых картин, столько радующей душу красоты в изображении жизни, природы, столько проникновенных описаний хороших, честных, высоких чувств, переживаний и поступков, что это светлое содержание романа берет верх над печальными размышлениями автора.
Самый заметный человек в доме барыни — дворник герасим, мужик могучий, но глухонемой с рождения. барыня его из своей деревни, где герасим считался лучшим работником. выросший на земле, герасим долго тосковал и с трудом привык к городской жизни. обязанности свои он исполняет исправно — окрестные воришки обходят дом барыни стороной. дворня тоже побаивается глухонемого, но герасим их не трогает, считает за своих. живёт он в отдельной каморке над кухней. проходит год. барыня, имеющая неограниченную власть над дворней, решает женить своего башмачника капитона климова. башмачник — горький пьяница, но барыня считает, что после свадьбы он остепенится. в жёны капитону она выбирает робкую, забитую прачку татьяну и поручает дворецкому гавриле довести дело до свадьбы. татьяна, худенькая и белокурая двадцативосьмилетняя женщина, нравится герасиму. дворник неуклюже ухаживает за ней, защищает от издёвок и ждёт нового кафтана, чтобы в приличном виде прийти к барыне за разрешением жениться на татьяне. гаврила долго раздумывает над проблемой: барыня жалует герасима, но какой муж из глухонемого, да и решение своё хозяйка не переменит. боится могучего дворника и «жених». дворецкий втайне надеется, что барыня забудет о своей прихоти, как уже бывало не раз, однако мечтам его сбыться не дано — барыня спрашивает о свадьбе каждый день. наконец гаврила вспоминает, что герасим терпеть не может пьяных, и придумывает хитрость: подговаривает татьяну притвориться хмельной и пройтись перед дворником. хитрость удаётся — герасим отказывается от татьяны, и та выходит замуж за капитона. проходит год. капитон окончательно спивается, и барыня отправляет его с татьяной в дальнюю деревню. герасим дарит татьяне красный платок, купленный для неё же год назад, и намеревается её проводить, но на полпути поворачивает назад. возвращаясь вдоль реки, герасим видит в воде тонущего щенка, вылавливает его и относит в свою коморку. дворник выхаживает собачонку, и та превращается в « ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами» по имени муму. год спустя, расхаживая по гостиной, барыня выглядывает в окно и замечает муму. в тот день на барыню находит «весёлый час» — она смеётся, шутит и требует того же от своих приживалок. те боятся такого настроения хозяйки: «эти вспышки у ней продолжались недолго и обыкновенно заменялись мрачным и кислым расположением духа». муму нравится барыне, и она велит её в покои, но испуганная собачка жмётся в угол, начинает рычать на старуху и скалить зубы. настроение у барыни быстро портиться, и она велит увести муму. расстроить человека! всю ночь барыня не спит и пребывает в мрачном расположении духа, а наутро заявляет, что ей мешал заснуть собачий лай, и велит избавиться от муму. лакей продаёт её за полтинник в охотном ряду. герасим забрасывает свои обязанности и ищет муму, не находит, начинает тосковать, а через сутки собачка является к нему сама с обрывком верёвки на шее. герасим успел сообразить, что муму пропала по приказу барыни — жестами ему рассказали о происшествии в барских покоях. он начинает прятать собачку, но напрасно — ночью муму лает, барыня устраивает истерику, и гаврила клянётся ей, что скоро собаки «в живых не будет». дворецкий отправляется к герасиму и жестами объясняет ему приказ барыни. за его исполнение герасим берётся сам. одев свой лучший кафтан, он сытно кормит муму в трактире, затем берёт лодку и выплывает на середину реки. попрощавшись с единственным другом, герасим обвязывает шею муму верёвкой с привязанными к ней кирпичами и бросает в воду. вернувшись домой, герасим быстро собирает вещи и отправляется пешком в родную деревню. он торопится, «как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях». через три дня герасим уже на месте, и староста с радостью его принимает. в москве же герасима долго ищут. обнаружив бывшего дворника в деревне, барыня хочет выписать его назад, но передумывает — «такой человек ей вовек не нужен». герасим до сих пор бобылём живёт в своей ветхой избушке, на женщин даже не глядит и «ни одной собаки у себя не держит».
Самый заметный человек в доме барыни — дворник герасим, мужик могучий, но глухонемой с рождения. барыня его из своей деревни, где герасим считался лучшим работником. выросший на земле, герасим долго тосковал и с трудом привык к городской жизни. обязанности свои он исполняет исправно — окрестные воришки обходят дом барыни стороной. дворня тоже побаивается глухонемого, но герасим их не трогает, считает за своих. живёт он в отдельной каморке над кухней. проходит год. барыня, имеющая неограниченную власть над дворней, решает женить своего башмачника капитона климова. башмачник — горький пьяница, но барыня считает, что после свадьбы он остепенится. в жёны капитону она выбирает робкую, забитую прачку татьяну и поручает дворецкому гавриле довести дело до свадьбы. татьяна, худенькая и белокурая двадцативосьмилетняя женщина, нравится герасиму. дворник неуклюже ухаживает за ней, защищает от издёвок и ждёт нового кафтана, чтобы в приличном виде прийти к барыне за разрешением жениться на татьяне. гаврила долго раздумывает над проблемой: барыня жалует герасима, но какой муж из глухонемого, да и решение своё хозяйка не переменит. боится могучего дворника и «жених». дворецкий втайне надеется, что барыня забудет о своей прихоти, как уже бывало не раз, однако мечтам его сбыться не дано — барыня спрашивает о свадьбе каждый день. наконец гаврила вспоминает, что герасим терпеть не может пьяных, и придумывает хитрость: подговаривает татьяну притвориться хмельной и пройтись перед дворником. хитрость удаётся — герасим отказывается от татьяны, и та выходит замуж за капитона. проходит год. капитон окончательно спивается, и барыня отправляет его с татьяной в дальнюю деревню. герасим дарит татьяне красный платок, купленный для неё же год назад, и намеревается её проводить, но на полпути поворачивает назад. возвращаясь вдоль реки, герасим видит в воде тонущего щенка, вылавливает его и относит в свою коморку. дворник выхаживает собачонку, и та превращается в « ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами» по имени муму. год спустя, расхаживая по гостиной, барыня выглядывает в окно и замечает муму. в тот день на барыню находит «весёлый час» — она смеётся, шутит и требует того же от своих приживалок. те боятся такого настроения хозяйки: «эти вспышки у ней продолжались недолго и обыкновенно заменялись мрачным и кислым расположением духа». муму нравится барыне, и она велит её в покои, но испуганная собачка жмётся в угол, начинает рычать на старуху и скалить зубы. настроение у барыни быстро портиться, и она велит увести муму. расстроить человека! всю ночь барыня не спит и пребывает в мрачном расположении духа, а наутро заявляет, что ей мешал заснуть собачий лай, и велит избавиться от муму. лакей продаёт её за полтинник в охотном ряду. герасим забрасывает свои обязанности и ищет муму, не находит, начинает тосковать, а через сутки собачка является к нему сама с обрывком верёвки на шее. герасим успел сообразить, что муму пропала по приказу барыни — жестами ему рассказали о происшествии в барских покоях. он начинает прятать собачку, но напрасно — ночью муму лает, барыня устраивает истерику, и гаврила клянётся ей, что скоро собаки «в живых не будет». дворецкий отправляется к герасиму и жестами объясняет ему приказ барыни. за его исполнение герасим берётся сам. одев свой лучший кафтан, он сытно кормит муму в трактире, затем берёт лодку и выплывает на середину реки. попрощавшись с единственным другом, герасим обвязывает шею муму верёвкой с привязанными к ней кирпичами и бросает в воду. вернувшись домой, герасим быстро собирает вещи и отправляется пешком в родную деревню. он торопится, «как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях». через три дня герасим уже на месте, и староста с радостью его принимает. в москве же герасима долго ищут. обнаружив бывшего дворника в деревне, барыня хочет выписать его назад, но передумывает — «такой человек ей вовек не нужен». герасим до сих пор бобылём живёт в своей ветхой избушке, на женщин даже не глядит и «ни одной собаки у себя не держит».
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Мы непосредственно чувствуем победоносную силу весны, которая гонит снега, превращая их в мутные ручьи.. .
В "Отрывках из путешествия Онегина" описываются Кавказ, Крым, дается подробное поэтическое и в то же время реалистически верное изображение Одессы. Целая поэтическая география России, подаренная нам гениальным поэтом! Особое место в "Евгении Онегине" занимают описания деревенской русской природы. Пушкин описывает весну, рисует зимние, осенние пейзажи. При этом он, как и в изображении людей и их характеров, вовсе не стремится выбирать какие-то исключительные, необыкновенные картины. Наоборот, все у него просто, обыденно и в то же время прекрасно. До Пушкина поэты изображали природу в классических и романтических произведениях, искали красоты, поэтичности только в грандиозных, необычных для русского человека картинах высоких гор, пропастей, водопадов, бурно текущих рек, морей. Пушкин так говорит о романтических вкусах своей молодости:
В ту пору мне казались нужны
Пустыни, волн края жемчужны,
И моря шум, и груды скал.. .
Своими высокопоэтическими изображениями простой, скромной природы средней России Пушкин решительно изменил вкусы читателей и писателей тоже. Он показал, сколько прелести и поэтичности заключается в этих всем знакомых, родных, но недостаточно оцененных нами картинах.
..Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна.. .
Сорок веселых, на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
Это — начало зимы. А вот как описана весна в деревне. Здесь и ясное небо, и первый пух на деревьях, и первый вылет пчел за медом, и появление цветов на лугах, и первый выгон коров на пастбище, и, наконец, завершая и делая еще более поэтичным этот образ пробудившейся жизни в природе, —соловьиные песни по ночам. Пушкин, сумевший увидеть красоту в самом простом и обыкновенном, сумевший найти самые верные, самые поэтические слова для выражения этой красоты, заражает и нас. Он учит нас видеть, понимать и любить нашу скромную, по сравнению с югом, но прекрасную в своей простоте природу.
В самом романе столько светлых картин, столько радующей душу красоты в изображении жизни, природы, столько проникновенных описаний хороших, честных, высоких чувств, переживаний и поступков, что это светлое содержание романа берет верх над печальными размышлениями автора.