Крепостной Герасим жил у барыни и был обязан выполнять все ее приказы. Крепостное право унижало крестьян, царила безнаказанность помещиков. Почему он не мог ослушаться? Герасим только в самом конце понял, насколько зависимым делает его привязанность. Барыня постепенно отбирала все, что было дорого Герасиму. Она отняла у него любимую деревню, а ведь он крестьянин, настоящий крестьянин. Не оставила ему привычную и любимую работу. Любимую женщину Герасима, Татьяну, выдала замуж за пьяницу Капитона. Татьяна всегда соглашалась с барыней, смиренница. И даже его радость, собачку Муму, которую Герасим растил с щенка, она приказала утопить. Барыне был важен только свой покой, она думала лишь о себе. Как крепостной, Герасим не посмел ослушаться старой барыни, не выполнить ее приказ. То ли это была рабская психология, то ли пережитки крепостничества. Кто-то говорит о православном отрицании души у животных. Но после его уже ничто не держало.
Герасим потерял все, что ему было дорого. В конце рассказа автор пишет, что Герасим больше никогда не заводил собак, никогда так и не женился. Он понял, что любовь, привязанность делает его уязвимым, зависимым. Теперь ему были нипочем законы крепостного права, ему больше нечего было терять. Не могли ему придумать большего наказания, чем он уже пережил. Герасим ушел в деревню, выразив свой протест в отношении хозяйки-самодура. Не мог он оставить Муму и бояться, что ее снова выкрадут, увезут далеко, не мог Герасим отдать врагам на муки любимое существо. Вот почему Герасим утопил Муму. Он находился в капкане своей любви, пока у него была в душе теплая привязанность к Муму.
Октябрятская вожатая Люся сагитировала Дениску с Мишкой выступить с сатирическими куплетами на летучем патруле "Пионерского Сатирикона". Ребята долго репетировали с автором стихов Андрюшкой Шестаковым и аккомпаниатором Борисом Сергеевичем. Но когда пришло время выступать Мишка, разволновавшись, так стушевался, что трижды пропел начало первого куплета: "Папа у Васи силён в математике, трудится папа за Васю весь год". Дениске же ничего не оставалось, как трижды проорать конец четверостишия: "Где это видано, где это слыхано, - папа решает, а Вася сдаёт?! " В зале уже стоял хохот, когда Люся стащила Мишку со сцены и попросила Дениску продолжить со следующего куплета. Но вместо того, чтобы начать второй куплет со слов :"Мелом расчерчен асфальт на квадратики... ", Дениска картинно выставил в сторону руку и, видимо, заразившись от Мишки, заголосил: "Папа у Васи силён в математике... "После того, как все от смеха попадали, Дениске навсегда расхотелось выступать в качестве сатирика.) Виктор Драгунский с юмором и большой симпатией описывает Дениску и Мишку, которые всегда попадают в смешные ситуации, причём, бойкий Дениска, фантазёр и придумщик, никогда не тушуется. Вот и в этом рассказе, не умея петь, он соглашается выступить, считая, что самое главное - это петь громко. Мишка более застенчив, но всегда следует за Дениской, потому что они настоящие друзья и всегда и везде - вместе.
Летом 1819 года А.С. Пушкин выезжал в Михайловское — новгородское поместье матери. Под впечатлением этой поездки было создано стихотворение «Деревня». Первая половина стихотворения под названием «Уединение» была напечатана в сборнике 1826 года, полностью же оно распространялось в списках. Александр I, узнав об этих стихах, потребовал их к себе. Поэт отправил ему стихотворение, и царь, проявлявший в те года определенную либеральность, велел «благодарить Пушкина за добрые чувства», которые вызывает его сочинение. Полностью же напечатано оно было лишь в 1870 году, через девять лет после отмены крепостного права. Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике с элементами пейзажа, жанр его — элегия, однако в нем присутствуют и черты политической сатиры. Мир природы в данном стихотворении противопоставлен миру цивилизации. Эта антитеза нашла свое отражение в композиции произведения. «Деревня» состоит из двух частей. Первая часть — гармоническая, безмятежная картина деревенской природы и описание впечатлений лирического героя. Основная мысль ее — природа и уединение дают возможность постижения истины и рождают вдохновение. Вторая часть — мысль героя о «барстве диком», о несправедливом общественном устройстве страны. Вторая часть контрастирует с первой по своему стилю и идейному содержанию. Первая часть напоминает нам сентименталистскую идиллию, вторая часть — оду. Поэт страстно желает своему народу, восклицая: «О, если б голос мой умел сердца тревожить!». Он мечтает увидеть свою Родину свободной: Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря? Стихотворение написано вольным ямбом, поэт использует различные средства художественной выразительности: многочисленные эпитеты («порочный двор цирцей», «роскошные пиры», «душистыми скирдами», «светлые ручьи», «застенчивой мольбе», «мысль ужасная», «убийственный позор», «барство дикое», «рабство тощее», «прекрасная заря»), метафору («льется дней моих невидимый поток», «рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца»), риторические обращения (к деревне, к оракулам, друзьям), анафору («Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца. Здесь тягостный ярем до гроба все влекут… Здесь девы юные цветут…»), архаизмы («витийства грозный дар», «парус рыбаря», «порочный двор цирцей»). Таким образом, это произведение несет на себе печать классицизма. Это проявилось и в торжественной речи, в приподнятом, ораторском пафосе, в обилии славянизмов, в использовании поэтом античных образов. Здесь искали: анализ стихотворения Деревня тема идея основная мвсль стихотворения пушкина деревня художественные средства стихотворения деревня
Герасим потерял все, что ему было дорого. В конце рассказа автор пишет, что Герасим больше никогда не заводил собак, никогда так и не женился. Он понял, что любовь, привязанность делает его уязвимым, зависимым. Теперь ему были нипочем законы крепостного права, ему больше нечего было терять. Не могли ему придумать большего наказания, чем он уже пережил. Герасим ушел в деревню, выразив свой протест в отношении хозяйки-самодура. Не мог он оставить Муму и бояться, что ее снова выкрадут, увезут далеко, не мог Герасим отдать врагам на муки любимое существо. Вот почему Герасим утопил Муму. Он находился в капкане своей любви, пока у него была в душе теплая привязанность к Муму.