Ход размышлений известного пушкиниста С. Бонди более чем странен, потому что весь роман насыщен как раз конкретными идеями, которые А. С. Пушкин проговаривает открытым текстом. Выводы известного пушкиниста справедливые, остаётся посожалеть, что ему пришлось внимательно всматриваться в текст романа, чтобы узреть очевидное. Например:
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил. (1 глава, XXX стих)
Условий света свергнув бремя... (1 глава, ХЬУ стих)
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей
«Герой нашего времени» – роман, написанный во время смены эпох. 30-40 годы XIX века – время, когда в обществе процветали скептицизм, сомнения, страх перед будущим. Именно это отразилось в главном персонаже и сделало его черствым, циничным и бездушным. Кажется, что само время обеспечило Печорину злую судьбу – он обречен на бездействие. «Герой нашего времени» рассказывает о том, что личность в то время не имеет пути к самореализации, что будь ты офицером или доктором, юнкером или штабс-капитаном – духовно расти некуда. Все попытки осознать себя, стать честным человеком, бороться за нравственность, заканчиваются плачевно. Именно это наглядно показывает читателю судьба Печорина.
Печорин называет себя «нравственным калекой». Он понимает это, и принимает себя таким. Сам он говорит о том, что его стоило бы . Но таким его сделало общество. Когда он пытался проявить добрые чувства – люди не принимали их. Общество ждало от него только негативно. Никто не был с ним ласков и все только оскорбляли его. В итоге он стал таким, каков есть сейчас. Все это Печорин раскрывает в беседе с Мери, сердце которой хотел завоевать лишь из «спортивного интереса», для того, чтобы обойти Грушницкого. Есть в этом доля правды, или это только лишь умелая манипуляция юной девушкой? Вероятно, играя на чувствах девушки, Печорин и правда раскрывает свою душу, высказывая проблему целого поколения.
Судьба Печорина заключается в обреченности на постоянное чувство скуки. В попытке хоть как-то избавиться от него, получить какое-нибудь развлечение, Печорин играет судьбами людей. Такие игры нередко оканчивается смертью или загубленной душой. Но герой не обращает на это внимания, продолжая забавлять себя все новыми «достижениями». Печорин является одиноким, сознательно отказываясь от всяческих проявлений дружеских или любовных чувств.
Тема «Лишнего человека» была поднята еще Пушкиным в «Евгении Онегине». Печорин – новый виток этой проблемы. Личность, которая могла бы добиться успеха во многих начинаниях оказывается не нужна обществу, в попытках занять себя герой теряет свою значимость, свою личность и к человеческим чувствам. Печорин – обречен, и в этом его судьба. Она сложилась так, что достойный человек превратился в ничтожество, нравственного калеку и потерянную личность. Печорин сам желает для себя умереть где-нибудь в дороге, ведь его жизнь не имеет смысла ни для общества, ни для самого героя.
Печорин – персонаж, которого Лермонтов называет героем. В произведении он представлен странным и противоречивым, но автор упоминает о том, что в жизни часто встречал людей, похожих на Печорина. В наше время тоже много таких «героев». Но в любое время и в любой эпохе важно оставаться человеком на искренние чувства, ценить добро и стараться не потерять себя. Несмотря на то, что сейчас модно быть циничным, лучшими качествами человека остаются доброта и искренность. Важно помнить, что каждый сам несет ответственность за свою судьбу.
Мы знакомимся с молодыми людьми с первых строк. Старый Тарас встречает сыновей, возвратившихся из бурсы. И уже в этой первой сцене Гоголь показывает, насколько разные Остап и Андрий. Старший сын, Остап, раздражен насмешками отца. Он готов с ним драться на кулаках. Младший же, Андрий, не обращает на издевки никакого внимания. Он принимает ласки матери.
Сыновья Тараса Бульбы молоды, сильны, красивы. Но очень сильно отличаются друг от друга. Андрий нежнее и ласковее Остапа. Ему не чужда красота. Он замечает, как красива украинская ночь. В душе Остапа нет такой поэтичности. Но он обладает целым рядом других достоинств, о которых Гоголь рассказывает, знакомя читателя с годами учебы молодых людей в бурсе.
Остапу учеба давалась сложно. Он не хотел учиться, сбегал, закапывал учебники. Так продолжалось до тех пор, пока отец не пригрозил оставить Остапа в бурсе на двадцать лет. После этого Остап стал прилежно заниматься и вскоре стал одним из первых учеников.
Андрию, напротив, учеба давалась легко. Ему не нужно было часами сидеть над учебниками, чтобы иметь хорошие успехи. Среди товарищей он был предводителем, потому что мог придумывать различные забавы. Легко уходил от наказания. Остап же никогда не стремился предводительствовать. От наказания не увиливал, переносил порку стойко.
Когда братья попали в Запорожскую сечь, различия между ними как бы стушевались. Они оба показали себя ловкими, сильными, меткими. А вот в бою они были просто противоположны. Андрий был храбрым воином. Но он никогда не обдумывал своих действий. А Остап, наоборот, всегда просчитывал каждый свой шаг. Поэтому он выигрывал сражение с наименьшими потерями.
И еще в одном братья были полной противоположностью. Для Остапа, как и для его отца товарищи и Отчизна стояли на первом месте. За них он отдал свою жизнь. А для Андрия главнее всего в жизни оказалась молодая панночка, в которую он влюбился еще тогда, когда учился в бурсе. Ради нее молодой казак предает отца, товарищей, Родину. Ради нее он гибнет от руки старого казака Тараса Бульбы.
Остап и Андрий – братья, сыновья одного отца. Но жизненные ценности у них разные. Поэтому одному поют славу, а другого проклинают.