Стихотворение Н.Заболоцкого «Над морем» написано в 1956 году. В последние годы жизни мир раскрывается поэту в своеобразии и картинах природы. Заболоцкий в стихотворении создаёт прекрасные образы южной природы: и кипарис, и дом, прижатый к поверхности горы, и море, и скалы. Эта природа не подавляет человека, не противостоит ему, а дает радость узнавания, она для него знакомый и близкий сердцу пейзаж родного края: сонного Крыма, где «время не спешит». Заболоцкий — поэт с обостренным чувством звука, цвета, запаха. И мы вместе с лирическим героем вдыхаем «запах чабреца, сухой и горьковатый», любуемся алым виноградом, который так хочется попробовать, а потом бежим к морю, послушать «концерт высоких волн». Авторские эпитеты (запах сухой, горьковатый; высоких волн, далекий ропот, тяжелый виноград, неподвижных скал), метафоры (дом, прижатый к поверхности скалы; звук, задев скалу, скользит по вертикали; акустика настроила ловушек, здесь время не спешит) и сравнения (море-дирижёр, грохот бурь подобен грому пушек, как цветок, расцвел девичий поцелуй) ярко передают картину созданных образов. Они удивительно тонко оттеняют душевное состояние самого поэта. Познание природы становится более человечным, так же как и сама природа проявляется в реальном пейзаже.
При чтении стихотворения «Над морем» испытываешь умиротворение и желание посетить «сонный Крым» и услышать, как
…. звук, задев скалу, скользит по вертикали,
И эхо средь камней танцует и поет.
С разными литературными героями мы уже успели познакомиться на уроках русской и зарубежной литературы — смелыми и робкими, честными и коварными, добросердечными и жестокими. Но не было среди них ни одного, похожего на Юшку — главного героя рассказа А. П. Платонова.
Удивительным человеком был Юшка. В то время как все люди вокруг тратили заработанные честным трудом деньги на то, чтобы досыта и вкусно поесть, нарядно одеться, благоустроить свой дом, Юшка вел себя странно и непонятно. С утра до вечера работая в кузнице и получая ежемесячное жалование, этот человек из года в год носил одну и ту же латаную обветшавшую одежду, не покупал даже чая и сахара — пил воду. Оказывается, сэкономленные за год деньги добрый и неприхотливый Юшка относил чужой девочке-сироте в другой город, где он устроил ее на обучение и проживание.
Терпеливому, мягкому, доверчивому Юшке неведомы были гордость и самолюбие. Его огромное сердце вмещало в себя безграничную любовь ко всему миру. Но людям, живущим рядом с ним и занятым ежедневными бытовыми мелочами и проблемами, это было непонятно, как и то, для чего Юшка — такой, какой он есть — живет на свете. Нередко случалось так, что «от кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его... и в этом зле забывал на время свое горе». Срывая на главном герое рассказа свою злобу и ожесточение, люди чувствовали облегчение, в то время как слабый, больной чахоткой Юшка долго приходил в себя в пыли на дороге. Дети, видя отношение родителей к непохожему на остальных человеку, тоже смеялись над ним и мучали его. А что же Юшка? А Юшка был уверен, что и взрослые, и дети «любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его». Юшка точно знает, что не может человек жить без любви, просто «сердце в людях бывает слепое».
Я уверена, что если бы этот необыкновенный человек не был таким скромным и молчаливым, он многое смог бы рассказать нам о настоящей любви, когда думаешь не о себе, а о другом и ради чужого счастья и радости готов без раздумий и колебаний пожертвовать своим тебе, добрый, бесхитростный и самоотверженный Юшка!
В своих произведениях А. П. Платонов всегда изображает реальную жизнь, которая, к сожалению, несовершенна. И это несовершенство автор наиболее ярко раскрывает с своих героев. Зачастую это «душевные бедняки», как называл их сам писатель: их душевные переживания таят в себе знания о жизни, касающиеся всех, но доступные не многим. В рассказах Платонова перед нами предстает мир, увиденный глазами человека, невыносимо страдающего, «раненного смертью». Созданные писателем образы заставляют тревожно биться наши сердца, вселяют желание каким-то образом изменить, улучшить этот мир.
Читая рассказ «Юшка», мы постоянно сталкиваемся с жестокостью, черствостью и несправедливостью людей, которые безжалостно издеваются над несчастным больным человеком, бьют и унижают его. Герою рассказа всего сорок лет, но он страдает от неизлечимой болезни и потому состарился раньше времени. Маленького роста, худой, со сморщенным лицом и глазами как у слепца, в которых «всегда стояла влага, как неостывающие слезы», он плохо видит, его руки очень слабы. Дети смеялись над ним, взрослые срывали на нем свою ярость, когда у них «бывало злое горе или обида, или они были пьяными». Бедный юродивый никогда не отвечал своим обидчикам, но это вызывало только еще большую ярость: «человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе». Родители, упрекая детей за непослушание, говорили, что те станут похожи на Юшку, когда вырастут: «Будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду».
Но несмотря ни на что добрый Юшка любил людей, прощал обиды и оскорбления, потому что искренне считал, что и они его по-своему любят. Он верил, что нужен детям, «только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его». Когда хозяйская дочь Даша находила его, избитого, лежащего без сознания в пыли на дороге, с кровью на щеке или разорванным ухом, он все равно утверждал, что народ его любит. «Он меня без понятия любит, — говорил несчастный. — Сердце в людях бывает слепое».