Ох беда, беда, огорчение. этому дому, пойду к другому. Нафа-аня! Волшебный сундучок украли! Со сказками! Заходи, гостем будешь. Это я не ем, я не козёл. Я — птица вольная! Куда хочу — туда лечу! Счастье — это когда все дома! Мусор вынесла? Умница, дочка! — Ой, прямо дяденьке на шляпу… ага — Ну и что! Отряхнулся — и пошел себе дальше !
Кузенька! Вернись, яхонтовый мой! — Ой, дедушка, птицы летят!. . — Это хорошо, это порядок — Смотри, и домовёнок летит!. . — А вот это непорядок.
Бабе Яге счастье привалило! Завела дармоеда! — Хочется чего-то, сам не знаю чего… — Ремняу-мяу!
Я чего сказал? Хочу ватрушек! А ты чего напекла! ? Вот ешь теперь сама! Хлеб чёрный… И фунта не будет… — Эй, ворона, весна скоро? — Опомнился! Май на носу!
Кем ты был? Последний домовой, а стал первый гнездовой! Ел недосыта, спал без просыпа… Не досыпал, в общем, я! Я не жадный, я домовитый. Дедушка, чего он дразнится? Я не могу быть понарошку, я девочка! — А я скажу: «Не пойдёшь домой — поймаю и съем! » — А он скажет: «Подавишься» .
При непосредственном пособничестве Швабрина, Гринева обвиняют в службе Пугачеву. Петра приговаривают к ссылке в Сибирь. Родители Гринева очень привязались к Маше. Не желая злоупотреблять их великодушием, Маша едет в Петербург, останавливается в Царском Селе, в саду встречает императрицу и просит о милости к Гриневу, объясняя, что он попал к Пугачеву из-за нее. На аудиенции императрица обещает Маше и амнистировать Гринева. Императрица сдерживает обещание и Гринева освобождают. Петр решает посетить казнь Пугачева. Атаман узнал его в толпе и кивнул ему головой поднимаясь на плаху. «…через минуту, мертвая и окровавленная» голова Пугачёва «показана была народу»
В повести "Капитанская дочка" Пушкин постоянно противопоставляет Гринёва и Швабрина - двух дворян, молодых офицеров, слушащих в Белогорской крепости, с целью разрешения проблемы чести и долга. Не случайно Пушкин выбрал эпиграфом повести пословицу "Береги честь смолоду".
Разница между главными героями видна по тому, как они попали в Белогорскую крепость. Гринёва отец отправил туда, чтобы "послужил он в армии, да потянул лямку, да понюхал пороху...". Швабрин же, по словам "капитаншы" Василисы Егоровны "...вот уж пятый год как к нам переведён за смертоубийство" .
Гринёв и Швабрин по-разному понимают выражение "воинский долг". Это мы можем увидеть из их отношения к Пугачёву. Швабрин, забыв о своей присяге, перешёл на сторону Пугачёва. Гринёв же находится с Пугачёвым в "странных приятельских отношениях". Заячий тулупчик и стакан вина, которыми когда-то молодой дворянин одарил мужика во время бурана выведшего кибитку к умёту, были восприняты этим мужиком, то есть Пугачёвым, как "добродетель". За доброту и искренонность чувств Пугачёв также платит благодарностью.
По-разному относятся главные герои и к Марье Ивановне. Гринёв влюбляется в Машу и пишет стихи, посвящённые ей. Эти стихи он показал Швабрину, а тот раскритиковал и посмеялся над этими стихами: "Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих, каждое слово, издеваясь надо мною самым колким образом ". Всё дело в том, что Швабрин тоже влюблён в Машу. Но разве может позволить себе любящий человек сказать "...чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег " ?
Итак, Пётр Гринёв - мужественный человек, обладающий чувством долга, умеющий любить. Он живёт по совету "береги плать снову, честь смолоду". Это действительно "природный дворянин" в лучшем смысле этого слова. Швабрин же лишь называется дворянином, по своим душевным качествам он уступает даже подручным Пугачёва: Хлопуше и Белобородову. И Пушкин, на контрасте давая счастливого будущего Гринёва и того, что предстоит Швабрину, показывает обречённость такого типа людей
этому дому, пойду к другому.
Нафа-аня! Волшебный сундучок украли! Со сказками!
Заходи, гостем будешь.
Это я не ем, я не козёл.
Я — птица вольная! Куда хочу — туда лечу!
Счастье — это когда все дома!
Мусор вынесла? Умница, дочка!
— Ой, прямо дяденьке на шляпу… ага
— Ну и что! Отряхнулся — и пошел себе дальше !
Кузенька! Вернись, яхонтовый мой!
— Ой, дедушка, птицы летят!. .
— Это хорошо, это порядок — Смотри, и домовёнок летит!. . — А вот это непорядок.
Бабе Яге счастье привалило!
Завела дармоеда!
— Хочется чего-то, сам не знаю чего…
— Ремняу-мяу!
Я чего сказал? Хочу ватрушек! А ты чего напекла! ? Вот ешь теперь сама!
Хлеб чёрный… И фунта не будет…
— Эй, ворона, весна скоро?
— Опомнился! Май на носу!
Кем ты был? Последний домовой, а стал первый гнездовой!
Ел недосыта, спал без просыпа… Не досыпал, в общем, я!
Я не жадный, я домовитый.
Дедушка, чего он дразнится?
Я не могу быть понарошку, я девочка!
— А я скажу: «Не пойдёшь домой — поймаю и съем! »
— А он скажет: «Подавишься» .