Салтыков-Щедрин воплотил свои наблюдения за жизнью русского крестьянства.В"Сказках" он говорит о трудолюбии, героизме и храбрости крестьян, их умении справляться с трудностями, но с другой стороны подчеркивает такую черту , как наивная вера в добрых помещиков. Сказка "Коняга" - это символ народа, очень терпеливого , замученного непосильным трудом в поле, которое для крестьянина как место каторги. Покорность крестьян изображается в сказке "Как мужик 2-х генералов прокормил"-дает яблоки тунеядцам, а себе одно кислое оставил, да свил веревку, чтобы они могли его удержать . И еще благодарен глупым генералам, что "мужицким трудом его не гнушаются". Жизнь простых крестьян писатель видел тяжелой, безысходной, обремененной бесправным трудом.
Могучие характеры «Тараса Бульбы» – это у Гоголя следствие уклада жизни, воспитавшей эти характеры. Уже в начале повести Гоголь сам говорит об этом: «Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда...» – и далее идет развернутая характеристика обстоятельств, порождавших подобных могучих людей, так как уже в приведенных только что словах видно, что и в глазах Гоголя Бульба – не индивидуальный случай или характер, а явление типическое («один из тех...»), типически повторенное и в ряде других героев той же повести
Взявшись за изучение текста комедии «Горе от ума», мы найдем всего пару фраз, характеризующих отношение Чацкого к народу и крепостному праву. Однако эти два высказывания настолько четкие и сильные с эмоциональной точки зрения, что несложно сделать вывод о мнении героя (и в его лице – автора) на тему крепостного права и угнетенного русского народа. Чацкий резко обличает крепостное право, его пороки и негативные последствия и ревностно встает на защиту простого люда. Стоит отметить, что Чацкий по сюжету возвращается в Москву из трехлетнего пребывания за границей. Из этого можно сделать вывод, что он видел различные общества и государственные устройства, уж точно свободные от крепостного права, и уяснил для себя весь ужас этой открытой формы рабства XIX века.Чацкий говорит о некоем знатном господине (безусловно, образ собирательный), который устроил ни много ни мало балет с участием крепостного народа – отвратительный пример использования живых людей как животных, как кукол. Но даже не в этом вся беда – как только настал час расплачиваться с кредиторами, помещик продал всех крепостных в счет долгов.Ни в одной из цитат, характеризующих отношение Чацкого к народу и крепостному праву, не содержится ни прямых выпадов в сторону последнего, ни открыто поддерживающих слов по поводу простолюдин. Но даже так приведенные цитаты не вызывают никаких сомнений насчет взглядов героя и его отношения к крепостному праву и народу. Первое – суровое, обличающее негодование, второе – жалость и сочувствие, признание несправедливости, царящей в отношении к людям.
Сказка "Коняга" - это символ народа, очень терпеливого , замученного непосильным трудом в поле, которое для крестьянина как место каторги.
Покорность крестьян изображается в сказке "Как мужик 2-х генералов прокормил"-дает яблоки тунеядцам, а себе одно кислое оставил, да свил веревку, чтобы они могли его удержать . И еще благодарен глупым генералам, что "мужицким трудом его не гнушаются".
Жизнь простых крестьян писатель видел тяжелой, безысходной, обремененной бесправным трудом.