Стихотворение Бальмонта “ Я мечтою ловил уходящие тени … “ было написано в 1895 году.
Я считаю, что это стихотворение наиболее ярко отражает творчество Бальмонта и является гимном символизма.
В стихотворении “Я мечтою ловил уходящие тени…”, как легко убедиться, есть и “очевидная красота” и иной, скрытый смысл: гимн вечному устремлению человеческого духа от тьмы к свету.
Вся образная структура стихотворения Бальмонта построена на контрастах: между верхом («И чем выше я шел…»), и низом («А в низу подо мною. »), небесами и землей (оба эти слова в тексте пишутся с большой буквы - значит, им придается исключительно весомое символическое значение), днем (светом) и тьмой (угасанием). Лирический сюжет заключается в движении героя, снимающем указанные контрасты. Восходя на башню, герой покидает привычный земной мир в погоне за новыми никем не изведанными прежде ощущениями. Он мечтает («Я мечтою ловил …»), остановить ход времени, приблизится к вечности, в которой обитают «уходящие тени». Это ему вполне удается: в то время как «для уснувшей Земли» наступает ночь - пора забвения и смерти для героя продолжает сиять «огневое светило», приносящее обновление и духовный подъем, а далекие очертания «выси дремлющих гор» становятся все более зримыми. Наверху героя ждет неясная симфония звуков («И какие-то звуки вокруг раздавались. »), что знаменует его полное слияние с высшим миром.
Величественная картина, воссозданная в стихотворении, уходит корнями в романтические представления о гордом одиночке, бросающем вызов земным установлениям. Но здесь лирический герой вступает в противоборство уже не с обществом, а со вселенскими, космическими законами и выходит победителем ( «Я узнал, как ловить уходящие тени. »). Тем самым Бальмонт намекает на богоизбранность своего героя (а в конечном счете и на свою собственную богоизбранность, ведь для старших символистов, к которым он принадлежал, была важна мысль о высоком, «жреческом» предназначении поэта).
Однако стихотворение покоряет главным образом не своей идеей, а чарующей пластикой, музыкальностью, которая создается волнообразным движением интонационных подъемов и спадов, трепетными переливами звуковой структуры (особую нагрузку несут шипящие и свистящие согласные, а так же сонорные « р» и « л »), наконец, завораживающим ритмом четырехстопного анапеста (в нечетных строках он утяжелен цезурным наращиванием). Это что касается языка. Что же касается содержания стихотворения - оно наполнено глубоким смыслом. Человек идет по жизни все выше и выше, ближе и ближе к своей цели.
известный российский писатель иван сергеевич тургенев, прославился как мастер пейзажа. в его творчестве описание картины природы неразрывно с жизнью героев, их настроением и внутренними переживаниями. пейзажи автора не только наполнены красочным, реалистичным и подробным описанием, но и несут еще в себе психологическую и эмоциональную нагрузку. с описания природы, автор открывает внутреннюю суть своего героя. так в романе «отцы и дети», тургенев, используя пейзаж природы, показывает, как меняется настроение самого героя аркадия, автор точно передает его внутренний мир. природа в описании тургенева красочна, автор представляет её настолько подробно, что картина буквально оживает. слова, которые писатель подбирает, точно представленный пейзаж: «золотисто зеленело, … лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка».
природа, представленная в произведениях тургенева, разнообразна. в рассказе «бежин луг», ярко представлен июльский пейзаж: «цвет небосклона, легкий, бледно лиловый», «в сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой», ночью «стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали её теченье». писатель проникается описанием природы настолько сильно, что его пейзажи становятся настолько реальными, будто оживают. красочность его картин можно сравнить с работой кисти художника. но только с одним отличием – пейзажи тургенева динамичны, они в постоянном движении. красочно передает автор начало дождя в рассказе «бирюк» из цикла «записки охотника»: «сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. дождь полил ручьями».
тургенев понимал природу, преклонялся перед её величественностью и неукоснительностью установленных ею законов. он отмечал бессилие человека перед силой природы, восхищался, даже с некоторым острахом, её могуществом. природа выступает, как нечто вечное, непоколебимое, в противовес человеческому смертному существованию. писатель пытается увидеть то общее связующее между природой и человеком, но спотыкается об её безмятежное молчание. автор неоднократно отмечал независимость действия законов природы от человеческих стремлений, планов, амбиций и жизни человека вообще. природа в произведениях тургенева проста и открыта в своей реальности, но сложна и таинственна в проявлениях, часто враждебных человеку сил.
его даже пугало безразличие природы, воплощенное в незыблемости законов, на которые человек не имел влияния. всё в её власти, независимо от человеческого на то желания или согласия. особенно ярко автор демонстрирует это проявление в стихотворной прозе «природа». здесь тургенев обращается к матушке-природе с вопросом: «о чем дума твоя? не о будущих ли судьбах человечества…» однако, ответ его изумил, оказывается, она в это время заботится об улучшении жизни блохи. «разум мне не закон» - железным холодным голосом отвечала она.
бесконечные загадки природы и мироздания беспокоят автора и тревожат его воображение. образ природы в произведениях тургенева показан красочно и профессионально, с использованием богатой речи, придавая пейзажу неописуемую красоту, наполненную красками и запахами.