Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Во глубине сибирских руд.
История создания – произведение было написано в 1927 г. в поддержку сосланных в Сибирь декабристов.
Тема стихотворения – память о тех, кто за «дум высокое стремленье» очутился в ссылке; надежда на скорое освобождение.
Композиция – Стихотворение А. Пушкина – условно можно поделить на две части: рассказ о терпенье и надеждах людей, которые пребывают в Сибири и предсказание освобождения из «темницы». Формально стихотворение поделено на 4 катрена.
Жанр – послание.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием, рифмовка в первой строфе перекрестная АВАВ, в остальных – кольцевая АВВА.
Метафоры – «во глубине сибирских руд храните гордое терпенье», «дум высокое стремленье», «несчастью верная сестра надежда», «оковы тяжкие падут».
Эпитеты – «скорбный труд», «мрачное подземелье», «мрачные затворы», «свободный глас».
Сравнения – «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас».
Подробнее: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/vo-glubine-sibirskih-rud.html#ixzz5YGMrDAao
Не согласен!
Особенно с утверждением про христианское смирение, веру в Бога и в доброту кого бы то ни было.
В бога можно вообще не верить и смирением особым не отличаться и быть при этом счастливым и нравственно здоровым человеком.
Для этого вполне достаточно:
вести правильный образ жизни; соблюдать моральные нормы жизни в обществе; учиться; читать хорошую литературу и слушать хорошую музыку; иметь преданных друзей. И самое при этом важное другим людям, слабым, старым или маленьким, больным, т.е. тем, которые нуждаются в которым живется хуже, чем тебе.
Вот это есть тот путь к счастью, которым следует идти современному человеку. Может, во времена Достоевского всё было иначе? Не знаю.
"Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. <...> Восторг! А ты «нешто»! Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита."О нравах жителей города Калинов мы узнаем из слов мещанина Кулигина, одного из героев "Грозы". По его мнению, в городе царят "жестокие нравы", "грубость и бедность":
"Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите."Главными представителями дикости, невежества и жестокости в городе Калинов являются две яркие личности: купец Дикой и Кабаниха.
Купец Дикой - богатый и влиятельный, но невежественный и жестокий человек. Так например, Дикой убежден, что гроза посылается людям в наказание и что громоотводы не нужен. Это более чем невежественный подход:"Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться." (слова Дикого)Очевидно, что купец Дикой успешно ведет свое хозяйство и хорошо считает деньги, но этим его кругозор и ограничивается. Нет сомнений, что остальные купцы в городе похожи на Дикого.
Малограмотный Дикой, например, называет электричество "елистричеством". Судя по всему, он, как и большинство обитателей города, не знает об открытии электричества:
Кулигин . Электричество. Дикой (топнув ногой) . Какое еще там елестричество! Обители Калинова в своем большинстве - это малообразованные купцы, мещане и крестьяне. Даже богатые обитатели Калинова, которым доступны книги и газеты, не отличаются образованностью.
В Калинове влиятельные, богатые люди не уважают представителей власти. Так например, купец Дикой обращается с городничим как со своим приятелем: "Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать!" Бедные слои населения в Калинове спят по 3 часа в сутки, потому что работают "день и ночь": "Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки." В городе Калинов люди с деньгами стараются "закабалить" бедных и еще больше разбогатеть за счет дешевой рабочей силы. Именно так поступает купец Дикой, который еще никому не платит жалованье без ругани: "А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет..." Купцы города Калинов враждуют между собой, строят козни и судятся, подкупая чиновников: "А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое потеряно. А те им за малую благостыню на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям..." Очевидно, высокое искусство не в почете у жителей города Калинова. Самоучка Кулигин не решается писать стихи, так как боится, что его "проглотят живым": Борис . А вы умеете стихами? <...> Вы бы и написали. Это было бы интересно. Кулигин . Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Город Калинов живет своей скучной и однообразной жизнью. Малограмотные жители Калинова получают сведения о мире не из газет и книг, а от странниц, таких, как, например, Феклуша. Она сообщает о том, что есть неведомые страны, где живут люди с собачьими головами и т.д.: "Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать – много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. <...> А то есть еще земля, где все люди с песьими головами." Невежественные обитатели Калинова охотно верят подобным "просветителям". Обитатели Калинова, например, верят, что Литва упала с неба: 1-й . А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала. <...> Женщина . Толкуй еще! Все знают, что с неба; и где был какой бой с ней, там для памяти курганы насыпаны. 1-й . А что, братец ты мой! Ведь это так точно! Богатые обитатели города не гуляют по вечерам по бульвару, а рано запираются дома и спускают собак в страхе, что их обворуют: "А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты, и собаки спущены…" Богатые жители Калинова "поедом едят" своих домашних и тиранят их, но делают это за своими заборами, чтобы никто не узнал. Конечно, речь идет, в первую очередь, о семьях Кабановых и Дикого: "