-Кто из вас еще считает себя взрослым? – спрашивает учительница, и все школьники встают со своих мест, на что учительница усмехается. Но ученики ее класса доказывают, что эта самая взрослость воспринимается не по количеству прожитых лет, а по тому, как человек будет действовать в критической ситуации, останется ли он пленником устоев, или будет действовать исходя из того, что у него внутри.
На все всегда есть правила, с самого детства нас учат им. Но ведь когда твой друг в беде, то никакие правила, никакие законы и порядки не должны действовать. Почему-то только советская власть вправе решать судьбу человека, а все безоговорочно должны ей подчиняться, считает учительница старших классов, одна из героинь фильма. И ее ученики с ней категорически не согласны, потому что их одноклассницу, подругу, чей отец является «врагом народа» (хотя, суда еще не было и это нельзя утверждать), хотят исключить из комсомола. А что такое исключение из комсомола в советские времена? Это позор, это насмешки, это конец жизни. И жизнь девочки действительно обрывается, так как она отказывается отречься от своего отца, и кончает жизнь самоубийством. Трусость? Нет. Просто тот напор, с каким давит на нее общество, слишком велик для детских плеч. Учительница, чье мнение определяет ситуация, всегда встает на сторону общества. Сначала Люберецкий для нее почетный житель города, потому что все так считают, а потом – враг народа, опять же потому, что все так считают. А главное – так считает советская власть. Но надо видеть ее глаза, когда Люберецкого все-таки оправдывают…
Друзья-одноклассники его дочери всячески старались поддерживать ее при жизни, несмотря на то, что остальные отвернулись. Но даже после смерти продолжается гонение. Мать комсомолки-активистки Искры, лучшей подруги погибшей, достает ремень и хочет ударить дочь за то, что на похоронах она прочла речь в честь подруги. И директора школы исключают из партии за то же. За то, что их чувства и доброта преобладают над холодностью, безразличностью и принципиальной строгостью советского общества, которое почему-то ставят всегда выше человека. «Враг не дремлет!» - кричит лозунг. Но когда люди совершают ужасные вещи, чтобы истребить этого не дремлющего врага, границы размываются, и уже не ясно, кто враг, а кто друг.
Войны, какой мы ее себе представляем, в фильме нет. Но там идет другая война, война устоявшихся правил и истинных благородных чувств. Может, она менее жестока, чем та, которая ждет ребят впереди, 'завтра'. Но она такая же несправедливая.
Рассказ ведется от первого лица.
Объяснение:
В этом рассказе авторская позиция скрыта, а повествует нам историю главный герой произведения - Иван Васильевич. Автор неслучайно выбрал рассказчиком пожилого, знавшего жизнь человека, ведь у него богатый жизненный опыт, он многое видел, многое за эту жизнь узнал, поэтому читатель читает особо внимательно, особенно настораживает и заинтересовывает, когда Иван Васильевич собирается рассказать историю, которая перевернула всю его жизнь.
Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=41839
Измайлова- молодая, красивая женщина, а муж ее стар и непривлекателен. Катерина скучает, жизнь ее бедна событиями, однообразна.
Катерина Кабанова также скучает. Также уныла и однообразна ее жизнь.
Патриархальное купеческое общество не приветствует развлечений и забав. И две Катерины пытаются, как могут, скрасить свое серое существование.
от убогости, пошлости и серости становится любовь. Любовь, словно яркая вспышка, освещает жизнь двух молодых женщин .
Они забывают обо всем на свете, полностью отдаются всепоглощающему чувству. Катерина Измайлова ради своего счастья идет на злодейство. Она стремится к свободе, готова ради нее на все. Ее импульсивная натура прежде всего действовать, а не размышлять.
Катерина Кабанова совершенно иная. Это впечатлительная, легкоранимая натура. Она вспоминает свое детство, которое было счастливым, помнит мельчайшие подробности своего Измайлова о не вспоминает, она живет только настоящим.
Любовь для Измайловой, прежде всего страсть, ради которой она уничтожить всех, кто только оказался на ее пути. Кабанова более романтична, она идеализирует свого возлюбленного, считает его добрым, умным, хорошим.
Героиня Лескова не задумывается, насколько хорош ее возлюбленный. Ей достаточно, что он красив и молод. Она полюбила его именно за это, она устала жить со старым и непривлекательным мужем.
Катерина Кабанова страдает, осознавая греховность своего чувства. Она верит, что непременно последует расплата. Она чувствует себя несчастной, раскаивается в своем грехе.
Катерина Измайлова не осуждает себя, она движима инстинктом самосохранения и желанием получить то, что хочет. Безусловно, она обладает сильным и неординарным характером. Но вся сила ее натуры направлена на зло.
Катерина Кабанова- беззащитное, наивное существо. К ней невозможно не проникнутся симпатией. Она не причинить кому-то зла, но оказывается безжалостна к себе. Она беспощадна к себе, проклинает себя за минутную слабость.
Катерине Измайловой чуждо подобное поведение. Даже на каторге она не раскаялась.
Показательно и то, что Измайлова совершенно равнодушна к своему ребенку, рожденному от любимого человека. Сам Лесков говорит, что такие страстные натуры, как Катерина, полностью отдаются любви, но дети оставляют их равнодушными.
Она и племянника решает убить исключительно ради обогащения, ведь мальчик был прямым наследником ее мужа.
Катерина Кабанова вообще никогда не думала об обогащении. На протяжении всего произведения Катерина Кабанова даже не подумала о деньгах.
Катерина Кабанова очень религиозна, Катерина Измайлова- лишена веры в Бога. И отсутствие нравственного начала во многом связано с этим. В ее образе нет ничего светлого, это особенно отличает ее от поэтической натуры Катерины Кабановой.
Катерина Измайлова заканчивает жизнь самоубийством, при этом она губит еще одну жизнь - уносит с собой в волны ту, на которую обратил внимание ее возлюбленный. И перед смертью она "хочет припомнить молитву и шевелит губами". Но ей вспоминается не молитва, а пошлая и стршная песня.
Две Катерины были представительницами купеческого сословия. Но в одной соединились исключительно темные стороны человеческой натуры, другая же- светла и поэтична.