Герой повести «Шинель» , Акакий Акакиевич Башмачкин, всеми обиженный и унижаемый чиновник низшего разряда. Всю свою жизнь он занимается переписыванием бумаг, так как это он умеет делать лучше всего. «Сколько не переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма» . Гоголь подчеркивает неизбежность этой «участи» Башмачкина, указывая, что он как будто родился в вицмундире, готовый стать титулярным советником. Внешность Акакия Акакиевича самая заурядная - нет, разумеется, никакой речи о той возвышенности, размахе, свойственной, например, описанию внешности Онегина у Пушкина. Удивительно то, что Башмачкина высмеивают не только начальство и сослуживцы, но и те люди, которые ниже его по социальному положению. А это еще раз свидетельствует о том, что причина положения Акакия Акакиевича заключается в его порабощенном сознании. Он сам готов с покорностью терпеть унижения, так как, согласно словам немецкого поэта Генриха Гейне, «слуги, не имеющие господина, не становятся от этого свободными людьми - лакейство у них в душе» . Рабская психология Башмачкина позволяет ему высмеивать себя. Теплая шинель является единственной мечтой титулярного советника. Но даже эта целеустремленность, появление смысла жизни не вызывает у читателя восхищения. Стоит согласиться с тем, что жизнь Акакия Акакиевича не позволила ему найти более высокого идеала для мечтаний, но урезание доходов, аскетизм Башмачкина являются недостойными и пошлыми. Герой Гоголя умирает, так и не добившись своего счастья, потому что новую шинель крадут через день. Но автор все-таки выражает в «Шинели» свое видение справедливости. Пусть для этого он пользуется введением в повесть элемента фантастики, но в виде призрака Башмач- кин обретает спокойствие, завладевая шинелью своего главного обидчика-генерала.
М.Ю. Лермонтов назвал свое произведение «Герой нашего времени». В названии слово «герой» употреблено в значении «типичный представитель». Этим автор хотел сказать, что Печорин вобрал в своем образе черты молодых людей того времени. Тридцатые годы девятнадцатого века историки называют временем «застоя». Тогда многие талантливые люди становились инертными, не находя себе достойного применения. Сам Печорин говорит о себе: «Я был готов любить весь мир,- меня никто не понял: и я выучился ненавидеть». В этом причина раздвоенности его души. В нем живет сразу два человека: один живет чувствами, а другой судит его. Эта противоречивость и не дает возможности Печорину жить полной жизнью. С горьким чувством он оценивает себя как «морального калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души. Образ Печорина, в некоторой степени, - повторение образа Онегина. Созвучны даже их фамилии, образованные от названия двух исконно русских рек. И Онегин, и Печорин – настоящие "герои времени". Они очень похожи друг на друга, похожи и их трагедии. В целом мире для них нет убежища, им суждено всю жизнь страдать и искать покоя. Белинский заметил: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство между ними гораздо меньше расстояния между Онегой и Печорой. Печорин воплощает в себе типичные черты многих людей времени, когда был написан роман: разочарованность, невостребованность, одиночество.
В повести-сказке А. Погорельского необычный сюжет, в ней реальное переплетается с фантастическим. Реальное — жизнь десятилетнего мальчика Алёши в пансионе в Петербурге, фантастическое — его грёзы о подземном царстве гномов.
Действие в произведении динамично и увлекательно. Однажды Алёша Чернушку — чёрную курицу, скрашивавшую его одиночество. Чернушка в благодарность за своё провела мальчика в подземное царство гномов. Подземный король подарил Алёше волшебное семечко. Теперь, ничего не делая, ничего не уча, мальчик всегда знал свой урок. От успехов у него вскружилась голова, он зазнался, стал плохим товарищем.
Постепенно он абсолютно отвык работать и уже не мог запомнить урок, когда потерял волшебное семечко. А испугавшись наказания, выдал тайну пребывания гномов в подземелье. Сказка заканчивается болезнью Алёши, его выздоровлением и возвращением к жизни, к самому себе, прежнему.
Образ главного героя вызывает симпатии и пробуждает сопереживание. Алёша — добрый, смелый, впечатлительный мальчик. Он заблуждается, совершает ошибки, но одновременно и задумывается над серьёзными вопросами: в чём настоящая ценность человека? Что такое верность слову? Что может случиться, если не прислушиваться к голосу совести?
Автор произведения призывает читателя: будь честным, трудолюбивым, скромным. А последняя сцена — прощание Чернушки с Алёшей, волнение покидающего своё царство маленького народа, отчаяние главного героя от осознания непоправимости его опрометчивого поступка — серьёзный нравственный урок, преподанный нам талантливым писателем.