стихотворении "Я пастух..." Сергей Есенин называет себя пастухом. Предположим, это было сделано им впервые. Во второй раз он называет себя пастухом в стихотворении "Зеленая прическа...", которое он посвятил Л.И. Кашиной. Первое стихотворение написано в 1914 году. Второе - в 1918. Более того, кроме года последнее датируется еще и точной датой - 15 августа 1918 года, что само по себе довольно редкое явление. Этим я оправдываю свой повышенный интерес к этим двум произведениям. С одной стороны, руководствуясь принципом Пауло Коэльо, должно быть хотя бы еще одно место, где Сергей Александрович ассоциирует себя с пастухом. Но я его пока не нашел. С другой стороны у меня появилось сомнение, а вдруг, оба стихотворения были написаны примерно в одно время. Соображение такое. Есенин не был пастухом на самом деле, тем более с 1914 по 1918 гг. В детстве - другое дело. А в 19 лет и далее он даже в деревни не жил, кажется. Так что, если и пришло ему желание уйти в пастухи, то было, скорее всего, временным эпизодом в жизни. Отсюда и соображение, что оба стихотворения написаны примерно в одно время. Свои соображения я высказал. Осталось привести тексты обоих шедевров и послушать, что народ скажет. Помнится мне, что когда-то из вроде простых вещей, во время обсуждений мы всем скопом делали чудесные и очень интересные находки. Кто знает, может и на этот раз, что-нибудь откроется полезное.
Я пастух, мои палаты — Межи зыбистых полей. По горам зеленым — скаты С гарком гулких дупелей.
Вяжут кружево над лесом В желтой пене облака. В тихой дреме под навесом Слышу шепот сосняка.
Светят зелено в сутёмы Под росою тополя. Я — пастух; мои хоромы — В мягкой зелени поля.
Говорят со мной коровы На кивливом языке. Духовитые дубровы Кличут ветками к реке.
Позабыв людское горе, Сплю на вырублях сучья. Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья.
1914
Л. И. Кашиной
Зеленая прическа, Девическая грудь. О тонкая березка, Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер? О чем звенит песок? Иль хочешь в косы-ветви Ты лунный гребешок?
Открой, открой мне тайну Твоих древесных дум, Я полюбил — печальный Твой предосенний шум.
И мне в ответ березка: «О любопытный друг, Сегодня ночью звездной Здесь слезы лил пастух.
Луна стелила тени, Сияли зеленя. За голые колени Он обнимал меня.
И так, вдохнувши глубко, Сказал под звон ветвей: „Прощай, моя голубка, До новых журавлей“».
"Как складывается судьба Дуни?". Прежде чем уехать с гусаром, Дуня была доброй девушкой, во всём отцу. Но как только она влюбилась в гусара и он забрал её с собой, она из простой девушки превратилась в лицо более высшего чина, оставив отца страдать на станции. С одной стороны Дуня виновата, так как даже не попрощалась с отцом и разбила ему сердце. С другой стороны невиновата, потому что сердцу не прикажешь. Тем более, что гусар сам выгнал старика, когда тот пришёл повидаться с дочерью.
"Почему она плачет на могиле отца?". Когда Дуня узнала, что отец мёртв (а на тот момент у неё уже были дети, соответственно много времени), она осознала свою вину, поняла, что нельзя было оставлять его одного или хотя бы сказать, что она полюбила гусара. Она раскаивается. Её сердце сжимается при мысли, что отец умер от горя и тоски по ней. Значит, Дуня ещё не до конца безнадёжна и черства, ведь она признаёт свою ошибку, хотя и понимает, что отца уже не вернуть...
В произведении Лермонтова сюжет происходит во времена Ивана Грозного. Поэтому всплывают проблемы той эпохи. например, вседозволенность действий людей, у которых в руках власть и сила. Представителем этой проблемы является Кирибеевич. Он спокойно "покусился" на замужнюю девушку. Кирибеевич - молодой опричник, а мы знаем из курса истории, что опричнина была наделена колоссальными правами, пользовалась с разрешения Ивана Грозного абсолютной безнаказанностью. В этом и черпает силу Кирибеевич. Еще один представитель проблемы - сам царь. Он живет по своим законам и даже нарушает данное слово: "Кто побьет кого, того царь наградит, а кто будет побит, тому Бог простит". Правила резко меняются после того, как был убит царский любимчик, т е Иван IV неравномерно воспринимает своих подданных: одних награждает, а на других не обращает внимания, что также говорит о своеволии. Вторая проблема, которая встает в произведении, это проблема чести и достоинства. Представителем этой проблемы является купец Степан Парамонович Калашников, который решил заступиться за достоинство своей семьи и за опозоренную жену. Конфликт Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личного дела. Купец решает отстоять честь семьи в открытом кулачном бою, т е тайная месть, например осквернение Кирибеевича такими же бесчестными даже не мелькнула в мыслях у Калашникова. Степан Парамонович знал, что стремясь отомстить обидчику, идет против царя, против его постановлений и воли. Исход битвы можно предугадать, т к молодой купец борется за правое дело, и его козырем является нравственное и моральное превосходство. В конце поэмы видно, что в памяти народа остается высокий поступок Калашникова. В этом противостоянии выигрывает образ купца Калашникова, ведь своим поступком человек из народа оказывается выше царя.
Я пастух, мои палаты —
Межи зыбистых полей.
По горам зеленым — скаты
С гарком гулких дупелей.
Вяжут кружево над лесом
В желтой пене облака.
В тихой дреме под навесом
Слышу шепот сосняка.
Светят зелено в сутёмы
Под росою тополя.
Я — пастух; мои хоромы —
В мягкой зелени поля.
Говорят со мной коровы
На кивливом языке.
Духовитые дубровы
Кличут ветками к реке.
Позабыв людское горе,
Сплю на вырублях сучья.
Я молюсь на алы зори,
Причащаюсь у ручья.
1914
Л. И. Кашиной
Зеленая прическа,
Девическая грудь.
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил — печальный
Твой предосенний шум.
И мне в ответ березка:
«О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.
Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.
И так, вдохнувши глубко,
Сказал под звон ветвей:
„Прощай, моя голубка,
До новых журавлей“».
15 августа 1918