Любовь в понимании Чацкого и Софьи
Любовная линия в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" очень важна, на мой взгляд, потому, что именно она делает действие непрерывным, задает направление. Наблюдая взаимоотношения Софьи и Чацкого, читатель или зритель убеждается в том, что представления о любви у них совершенно различны. Неудивительно: все люди разные, и странно ожидать от другого человека полного совпадения взглядов на что бы то ни было.
Чацкий отличается живостью нрава, пылкостью и эмоциональностью. Он открыт и искренен, а его бьющая фонтаном энергия даже смущает Софью. По мнению Чацкого, любовь должна быть пылкой, ей следует отдаваться полностью, без остатка. Узнав о чувствах Софьи к Молчалину, Чацкий долго не верит этому. Для Чацкого если любить, то до самозабвения. Три года его отсутствия никак не остудили его чувств. В третьем действии 5 части он спрашивает Софью:
Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?
Чтоб, кроме вас, ему мир целый
Казался прах и суета?
Чтоб сердца каждое биенье
Любовью ускорялось к вам?
Чтоб мыслям были всем, и всем его делам
Душою - вы, вам угожденье?..
Софья же тяготится такой любовью Чацкого. Об этом говорит ее реплика "в сторону": "Вот нехотя с ума свела!"
Чацкий не учел, что Софья изменилась. Да и представление о любви у нее иное. Когда она в том же пятом действии описывает достоинства Молчалина, на ум приходит английская поговорка "Красота в глазах смотрящего". Софью привлекает его скромность, застенчивость (вернее то, что она считает скромностью и застенчивостью - о подлинной натуре Молчалина она узнает случайно и очень скоро). "Я не старалась, Бог нас свел." - говорит Софья. И действительно: это Чацкий мог путешествовать, а Софья три года была дома, изредка выезжая на балы. Единственная отдушина - французские романы. Так что круг общения Софьи был узок, и Молчалин просто вовремя оказался рядом. Софья в него влюбилась, и ради этой любви она готова на многое - и врать отцу, и отомстить Чацкому за издевательские слова о своем кумире.
Пьеса А.П. Чехова "Вишневый сад" – не столько о гибели сада, сколько об упадке дворянского сословия. Пьеса о том, что "дворянские гнезда" уходят в и процесс этот неминуем. Некому сохранить "Вишевые сады" по всей Российской империи - они обречены, вместе со многими своими хозяевами.
Единственный персонаж, кому по силам хотя бы этот сад - Ермолай Алексеевич Лопахин, однако он этого делать не будет. Остальные персонажи пьесы бес и не на реальные действия.
Они много говорят, но мало делают. Любовь Андреевна Раневская, последняя владелица сада - живет одним днем, не задумывается о будущем. Она не решать проблемы, старается спрятаться от них, как дети прячутся под одеяло от страшных выдуманных монстров. Проблемы, в отличие от монстров, не исчезают.
Леонид Андреевич Гаев, ее брат, тоже сентиментален и бес Пытаясь утешить сестру, он выдумывает нереальные планы, чтобы избежать разорения. Он тратит драгоценное время и не делает ничего конкретного.
Безусловно, тонкость чувств, эмоции и воспоминания о былых временах - это чудесно, но они не могут ничем когда нужно действовать.
А что же молодые герои – Петя Трофимов и Аня? Они бескорыстны, мечтательны, чисты душой... и тоже не на реальные действия. Петя Трофимов мечтает о всеобщем благе и счастье, имеет неординарные взгляды на жизнь, но от этого ничего не меняется. У него самого нет ни дома, ни работы, он "вечный студент", который может только красиво говорить. Петя смотрит на все поверхностно и не знает подлинной жизни, поэтому его идеи по переустройству общества не прочнее мыльного пузыря.
Он говорит Ане, дочери Раневской: "Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест." Аня же - возвышенная душа, мечтательная натура, может очаровываться Петиными словами. Она может даже уйти с ним, бросив ключи в колодец, как ей предлагает Петя в той же сцене, где он назвал всю Россию садом. Однако ясно, что далеко им не уйти, потому что эти две романтичные натуры в реальной жизни так бес как и старшее поколение.
Вот и получается, что сад может только тот, кто не станет этого делать, а те, кто искренне привязан к саду и жаждут его не сделать ничего. Вишневый сад обречен.