1. Стихотворение «Звезда полей» наполнено щемящей сердце нежностью, но нежностью какой-то особенной, с оттенком горечи, грусти. 2. Оно посвящено родной Вологодчине. 3. Литературное признание и широкая известность пришли к нему после того, как издательство «Советский писатель» выпустило в 1967 году книгу стихов «Звезда полей». Этот сборник он представил в литинститут как свою дипломную работу, защищенную им 26 декабря 1968 года. 4. «Звезда полей» для лирического героя – это малая родина: «Звезда полей во мгле заледенелой, Остановившись, смотрит в полынью». Словно бы сам останавливаешься на краю и, леденея от холода, заглядываешь в смертную черноту воды, а кругом черная ночь: «Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал родину мою». Но стихотворение неожиданно подхватывает читателя с грешной земли и возносит его душу к высшему свету. Лирический герой признается, что «в минуты потрясений» он «вспоминал», как где-то «за холмом» «горит» его «звезда», горит для того, чтобы не дать ему пасть духом. Малая родина, «звезда полей», милая сельская глушь для лирического героя – путеводная звезда на трудном жизненном пути. И счастлив тот, у кого в трудные минуты «потрясений» душа открыта для воспоминаний о родном и близком – родине - и умеет согреться ими, словно солнечным теплом. Эта «звезда» вознеслась «над золотом осенним», «над зимним серебром». Поэт лаконично, двумя маленькими, но выразительными штришками рисует пейзажную зарисовку, используя метафору «Золото осеннее» - осенний русский чудо-лес; «серебро» - белоснежный, словно блестящими жемчужинками вытканный, зимний покров. 5. Николай Рубцов благодарен своей звезде полей, и утверждает, что он по-настоящему счастлив.
Уже после того как родители уехали из Михайловского жить в Москву, а это случилось осенью 1824 года, был написан «Зимний вечер» . Пушкин стих свой создал зимой 1825 года, к этому времени поэт немного успокоился, он уже не чувствовал чудовищного давления со всех сторон, но в душе все равно царила буря. С одной стороны, Александр Сергеевич чувствует облегчение и надеется на светлое будущее, но с другой – он понимает безысходность своего положения. Композиционно в стихотворении можем выделить четыре части (построфно) . Первая часть развивает тему бури, бессмысленного кружения. Это мир Хаоса и тьмы. Вторая часть создает образ Дома. Здесь же звучит тема судьбы. Судьба у Пушкина уподобляется бессмысленному кружению метели. Третья часть обозначает стремление лирического героя противостоять судьбе» , «бессмысленному вихрю» . В четвертой части образы бури и Дома соединяются в одно целое. Однако мир Дома, душевная стойкость его обитателей оказываются сильнее мира Хаоса. Заканчивается стихотворение мотивом пира. Стихотворение написано четырехстопным хореем, восьмистишиями, рифма – перекрестная. Пушкин использует различные средства художественной выразительности. Поэт употребляет эмоциональные эпитеты («добрая подружка» , «бедной юности») , образные сравнения и метафоры-олицетворения: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя… В стихотворении используется звукоподражание. Завывание метели в первых стихах имитируют часто встречающиеся звуки «у» и «р» («буря» , «крутя» , вихри» , «зверь»).
Над рекой, над лесом рос кудрявый клён,
В белую берёзу был тот клён влюблён,
И когда над полем ветер затихал,
Он берёзе песню эту напевал.
Белая берёза, я тебя люблю,
Ну, протяни мне ветку свою тонкую,
Без любви, без ласки пропадаю я,
Белая берёза, ты любовь моя.
А она игриво шелестит листвой,
У меня есть милый ветер полевой,
И от слов от этих бедный клён сникал,
Всё равно девчонке песню напевал.
Белая берёза, я тебя люблю,
Ну, протяни мне ветку свою тонкую,
Без любви, без ласки пропадаю я,
Белая берёза, ты любовь моя.
Но однажды ветер это услыхал,
Злою страшной силой он на клён напал,
И в неравной схватке пал кудрявый клён,
Только было слышно через слабый стон.
Белая берёза, я тебя люблю,
Ну, протяни мне ветку свою тонкую,
Без любви, без ласки пропадаю я,
Белая берёза, ты любовь моя.