тарас бульба – один из главных героев одноимённой повести николая васильевича гоголя. несмотря на то, что действие повести происходит во второй половине xvii века, она до сих пор не потеряла своей актуальности.
тарас бульба – казачий полковник. он, будучи дворянином, всей душой на стороне сражающегося против польских угнетателей украинского народа. своих двоих сыновей остапа и андрия бульба тоже решает приобщить к казацкому войску и отправляет их на сечь сразу после окончания семинарии. в конце повести оба сына тараса погибают: андрий от рук самого отца, а остапа казнят поляки. бульба вместе со своим полком отчаянно мстит ненавистным полякам за сына, но и сам, в итоге, погибает от их рук.
на протяжении всего повествования тарас бульба демонстрирует невероятную силу духа, волю и выдержку. он безгранично предан своему народу и его идеалам. доказательством верности бульбы украинскому народу и православию служит убийство им родного сына. узнав о том, что андрий принял сторону врага, тарас не может простить предательства и собственными руками убивает его.
характеру андрия гоголь противопоставляет образ остапа. он, в отличие от брата, как и отец, верен казачеству. в ходе одного из боёв остапа берут в плен. бульба отправляется за сыном в варшаву, намереваясь выкупить его. но этому не суждено сбыться. тарас становится свидетелем казни остапа. он мужественно реагирует на происходящее, кивая головой в знак одобрения выносливости сына. на стон остапа: «батько! где ты? слышишь ли ты? » тарас отвечает: «слышу! ».
уже в конце повести, когда бульба привязан к дереву, пылающему над рекой, он думает о своих братьях-казаках, обращает к ним свои последние слова. тарас бульба – олицетворение единства человека с его родной землей.
В этом стихотворении два ключевых образа: образ коня и образ камня Алатыря.
Конь в стихотворении олицетворяет неукротимость человеческого духа, нежелание мириться со злом, которое "сеют" различные "Иваны" (Иван крадется по земле за конем, пытается поймать его, но конь не дается).
Камень Алатырь - "камень преткновения", "бел-горюч камень", "всем камням отец", так говориться о нем в русском фольклоре. В стихотворении это камень, у которого лежит покойный главный герой. Он символизирует вечный спор добра и зла, "распутье" России, представляется вратами в другой мир (в стихотворении - в мир мертвых). Иван и Святогор противопоставляются друг другу, как варианты пути России. Но так как Святогор умер, путь нам известен, хоть и мы (черный конь) не хотим этого признать, принять, пытаясь вернуться к распутью и повернуть.
В стихотворении используется кольцевая женская рифма, что дает стихотворению некую былинную напевность, чему также анапест - стихотворный размер стихотворения.
Для того чтобы увеличить сходство стихотворения и былины, Бунин использует постоянные эпитеты, такие как: чистое поле, бел шатер и др.
В стихотворении много метафор (ворон по полю плавает, свет-заря помутилася, месяц встал на ночной дозор и т.п.). Метафоры являются неотъемлемой частью стихотворений, но в этом именно метафоры автору в описании пейзажа, делают его более прочным и детализированным. Несколько раз в стихотворении встречается анафора (В чистом поле..; Я ль не...; Он...). Анафора акцентирует наше внимание на важном не упустить нить рассказа.
Большую роль в стихотворении имеют описания звуков в "пейзаже" - карканье ворона, звон стремян, чуть слышные касания копыта - все эти звуки подчеркивают тишину, окутавшую всю эту картину.
"Святогор" - характерный пример вторжения былины в стихотворения, их симбиоз. Бунин смог соединить два этих лирических и лироэпических жанра без потерь ни для одного, ни для другого