В сатирической сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина " Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" есть и смешное, и грустное. Очень смешны генералы - их глупость, непри к жизни, ограниченность, невежество. Смешно, когда они читают газету, а мысли все о еде, потому что они голодные. Смешно, когда они с голоду бросаются друг на друга, как дикие звери - при том, что на острове полно еды. И сами они смешные, несуразные, нелепые.
А грустно в сказке то, что мужик, который может их одним щелчком прихлопнуть как мух, покоряется генералам, кормит их, выполняет все их прихоти, доставляет домой и не видит в этом ничего неправильного. Он еще и благодарен генералам за то, что они, такие важные господа, не гнушаются его мужицким трудом. Вот когда видишь эту покорность, становится грустно.
Основной чертой творчества Максима Горького является разоблачение буржуазной морали и индивидуализма. В его произведениях воспевается героический подвиг во имя свободы и счастья. Он реализовывает мысль о человеке-деятеле, борце, герое. Его произведения с романтическими героями потрясли русского читателя верой во всемогущество свободного человеческого духа, страстной, всезахватывающей жаждой обновления, жизнеутверждающей верой в подвиг. Главными героями произведения Горького Челкаш являются Челкаш и Гаврила. Челкаш вор, пьяница, который не имеет ни семьи, ни крыши над головой. Он живет тем, что крадет, а затем краденые вещи продает скупщикам. Гаврила сельский парень, который приехал в город в поисках лучшей жизни. У него была одна цель заработать большую сумму денег, чтобы суметь построить дом в деревне и жениться на богатой девушке. Встретившись случайно, главные герои договариваются ночью выйти на работу. Челкашу нужен был чтобы он ему совершить его обычное дело. И он, пообещав Гавриле, что даст ему много денег, избирает его на эту должность, не зная о его действительном характере. Истинные лица Гаврилы и Челкаша мы видим в конце рассказа, когда они делят заработанные деньги. Челкаш мог бы не дать Гавриле и гроша, потому что он оказался совсем не годным для этой работы. Но Чел каш щедро награждает своего ночного несмотря на то что Гаврила ему только мешал и показал себя трусом, человеком, который всего боится и не имеет своего мнения. И когда Гаврила набросился на деньги, которые дал ему Челкаш, а потом попросил отдать ему еще и свои деньги, Чел-каш увидел, что перед ним стоит жадный, алчный человек. И если бы Гаврила не признался Челкашу, что если бы тот не отдал ему все деньги, он бы убил его, а потом сам их забрал, Челкаш, может быть, попытался понять его. Но, как человек открытый, никогда не скрывающий своих мыслей и действий, он, конечно же, не смог простить предательства. В начале рассказа никто не испытывает к Челкашу особой симпатии. Но после того, как мы узнаем о его судьбе, и после эпизода с Гаврилой сразу видим, что этот человек обладает такими качествами, как внутренняя красота, энергия и сила жизни, сострадание к ближнему, любовь к свободе и независимости. Гаврила же, забрав эти деньги, все-таки не сможет жить с чистой совестью, и если он не поймет, что не деньги делают человека счастливым, а человек сам должен искать свое счастье, не унижаясь и не причиняя боль другим людям, он не сможет прожить по-настоящему счастливую жизнь. В своем творчестве Горький противопоставляет людям рабской души свободного и гордого героя на самопожертвование во имя блага людей.
— Скучно? скучно!.. (повторы) Ямщик удалой (обращение), Разгони чем-нибудь мою скуку(эпитет)! Песню, что ли, приятель (обращение), запой Про рекрутский набор и разлуку (эпитет); Небылицей какой посмеши Или, что ты видал, расскажи,- Буду, братец(обращение), за все благодарен.
«Самому мне невесело, барин (обращение): Сокрушила(эпитет) злодейка(эпитет) жена!.. Слышь ты, смолоду (эпитет), сударь (обращение), она В барском доме была учена Вместе с барышней разным наукам, Понимаешь-ста (слова для передачи народного колорита, устаревшие), шить и вязать, На варгане играть1 и читать — Всем дворянским(эпитет) манерам и штукам. Одевалась не то, что у нас На селе сарафанницы(эпитет) наши, А, примерно представить (особенность разговорн речи того времени), в атлас; Ела вдоволь и меду и каши. Вид вальяжный2 (эпитет)имела такой, Хоть бы барыне, слышь ты, природной(эпитет), И не то что наш брат крепостной, Тоись (устар слово), сватался к ней благородный (Слышь, учитель-ста врезамшись(устар разг.сл) был, Баит (устарев разговор слов)кучер, Иваныч Торопка),- Да, знать, счастья ей бог не судил (поговорка): Не нужна-ста в дворянстве холопка (эпитет)! Вышла замуж господская(эпитет) дочь, Да и в Питер… А справивши(устар сл ) свадьбу, Сам-ат,(особен разгов. того времени) слышь ты, вернулся в усадьбу(эпитет), Захворал(устар разговорн сл) и на Троицу в ночь Отдал богу господскую душу(метафора), Сиротинкой(эпитет) оставивши Грушу… Через месяц приехал зятек — Перебрал по ревизии души3 И с запашки(устар сл) ссадил на оброк, А потом добрался и до Груши. Знать, она согрубила( устар разговор. сл) ему В чем-нибудь али (разговорн.) напросто тесно Вместе жить показалось в дому, Понимаешь-ста, нам неизвестно,- Воротил он ее на село — Знай-де место свое ты, мужичка!(эпитет) Взвыла(эпитет) девка — крутенько пришло: Белоручка(эпитет), вишь(устар разговорн) ты, белоличка(эпитет)!
Как на грех, девятнадцатый год Мне в ту пору случись… посадили На тягло4(устар ) — да на ней и женили… Тоись(устар разговор. в значениии то есть), сколько я нажил хлопот! Вид такой, понимаешь, суровый(эпи тет)… Ни косить, ни ходить за коровой!.. Грех сказать(поговорка), чтоб ленива была, Да, вишь, дело в руках не спорилось(поговорка) Как дрова или воду несла, Как на барщину шла — становилось Инда5(устаревш в значен иногда) жалко подчас… да куды!- Не утешишь ее и обновкой(эпитет): То натерли ей ногу коты(устаревш)6, То, слышь, ей в сарафане неловко(эпитет). При чужих и туда и сюда, А украдкой ревет, как шальная…(срапвнение) (Погубили ее господа, А была бы бабенка лихая! - погубили, потому что сделали непри к обычной жизни крепостной крестьянки)
На какой-то патрет(устарев) все глядит Да читает какую-то книжку… Инда страх меня, слышь ты, щемит(эпитет), Что погубит(эпитет) она и сынишку: Учит грамоте, моет, стрижет, Словно барченка(эпитет), каждый день чешет, Бить не бьет — бить и мне не дает… Да недолго пострела потешит! Слышь, как щепка худа и бледна(сравнение), Ходит, тоись, совсем через силу, В день двух ложек не съест толокна (метафора преувеличение)— Чай, свалим через месяц в могилу… А с чего?.. Видит бог, не томил Я ее безустанной(эпитет) работой… Одевал и кормил, без пути не бранил, Уважал, тоись, вот как, с охотой… А, слышь, бить — так почти не бивал, Разве только под пьяную(эпитет) руку…»
— Ну, довольно, ямщик! Разогнал(эпитет) Ты мою неотвязную (эпитет)скуку!..
В стихотворении много устаревших разговорных слов, поговорок, чтоб передать народный колорит той эпохи, речь простого крепостного. Само стихотворение это диалог, поэтому в нем много обращений и слов "понимаешь"чтоб проверить внимательно ли слушает собеседник.
В сатирической сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина " Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" есть и смешное, и грустное. Очень смешны генералы - их глупость, непри к жизни, ограниченность, невежество. Смешно, когда они читают газету, а мысли все о еде, потому что они голодные. Смешно, когда они с голоду бросаются друг на друга, как дикие звери - при том, что на острове полно еды. И сами они смешные, несуразные, нелепые.
А грустно в сказке то, что мужик, который может их одним щелчком прихлопнуть как мух, покоряется генералам, кормит их, выполняет все их прихоти, доставляет домой и не видит в этом ничего неправильного. Он еще и благодарен генералам за то, что они, такие важные господа, не гнушаются его мужицким трудом. Вот когда видишь эту покорность, становится грустно.