Здравствуй, дорогая Софья Павловна! Прости, что долго не отвечала на твое письмо, дела были семейные, потом как нибудь напишу про них подробнее. Последнее письмо меня шокировало. Знаешь твое отношение к А.А. Чацкому было не справедливо. Да понимаю, он подло поступил, уехав на 3 года, но при этом он уезжал с глубоким чувством любви к тебе. Знаю ты не веришь ему, что скучал и тосковал по тебе, потому что он не писал тебе письма. А вместо того, чтоб обвинять его тебе не пришло в голову поинтересоваться, почему он не писал. Может у него были проблемы, о которых ты даже не могла подумать. Софьюшка, я не когда не поверю, что ты по нему не скучала, мне даже кажется, что ты хотела ему написать, но твое самолюбие было при выше всего. Когда он приехал в Москву, он же сразу поехал к тебе, хотел поскорей тебя увидеть. Знаю, я должна тебя понять, и не критиковать, потому что я твоя лучшая подруга, но все же Александр Андреевич понимал свою ошибку и каялся в ней, он ждал что ты его просто поймешь и простишь, надеялся что подаришь ему ту самую любящую улыбку, теплоту, и любовь, о которых он мыслил все 3 года. Софьюшка, душенька моя,ты должна была понять его и простить, но ты из-за своего упрямого характера отвергла его, как чужого человека. Как будто к нему у тебя никогда не было чувств и он был просто знакомым тебе человеком. Софья, твоя новая любовь тебя предала, он только хотел от твоей любви получить выгоду себе, ты не увидела в этом человека лжеца, не печалься с кем не бывает. Не лей слезы зря, а отец, поверь, он смягчит наказание. А вот о Чацком стоит подумать, он умен и красив, имеет свое слово, он будет тебя любить какая ты есть. Мне кажется, объехав полсвета он не потерял ни одного своего достоинства. Ты писала, что постоянно думала о нем и злилась, может это признак не потерянных чувств. Ты должна к нему еще раз приглядеться, вдруг у тебя вспыхнут те давние чувства, от которых у тебя мурашки бежали по всему телу, вспомнишь те нежные слова, которые он тебе говорил наедине. После того как прочтешь мое письмо, задумайся о нем. Целую, твоя любимая подруга, Юлия Сергеевна.
В процессе беседы учитель подводит детей к выводу о том, что Юшка не такой, как все, что для окружающих жить – злиться, а для Юшки жить – любить, что основные проблемы, поднятые в рассказе, – проблемы доброты и непохожести, а значит, ненужности человека. Автор наделил Юшку мудростью наивности и силой слабости, заставив читателя верить Юшке, переживать за него.
«Юшка и взрослые»: «Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, иногда обижали его. У взрослых людей бывало злое горе или обида; они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью»
Важно видеть во взрослых детские черты. Взрослый – это лишь изуродованный ребенок.
«Юшка и дети»: «Дети бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмет хворостину, и не погонится за ними, как делают это большие люди».
Зло для детей – проявление нормы, более того, источник радости и веселья. Им хочется, чтобы Юшка «отозвался им злом и развеселил их». Юшка верил, что дети любят его, потому что для Юшки несомненна добрая природа человека и любовь как источник тяготения людей друг к другу.
«Юшка и прохожий»: «Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним:
-Что ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя…
Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь».
Некоторым людям недоступны такие элементарные чувства, как сострадание, доброта, милосердие.
Вывод: люди лишены доброты, сочувствия, сопереживания.