К пункту 1.
- (Рассказ «Муму» И. С. Тургенев написал в 1852 г., находясь под арестом за публикацию некролога, посвящённого Н. В. Гоголю. После освобождения он читает «Муму» своим друзьям в Петербурге. )
-(И. С. Тургенев чувствовал безграничные силы русского народа, верил в то, что его долготерпению придёт конец. Эта мысль находит воплощение в образе немого Герасима, стремящегося к утверждению себя как личности, к осознанию своего права на решение собственной судьбы).
К пункту 2.
- Определите место эпизода в сюжете произведения.
К пункту 3.
(Функция эпизода состоит в прояснении мысли автора, раскрытии характера Герасима. Автор подчёркивает доброту героя, его умение сострадать слабому).
К пункту 4.
- Охарактеризуйте место и время действия в эпизоде. (События происходят ранней весной. Это время пробуждения природы, время обновления души человека).
К пункту 5.
- Каков организации текста?
- Назовите слова, которыми автор описывает собачонку.
- (Совпадение не случайно, поскольку и Татьяна, и собачка беззащитны, нуждаются в и участии).
К пункту 6.
- (Герасим почувствовал, что у него наконец появилась семья, и спешит скорее к дому, где и должна жить семья).
- Какие чувства посетили немого дворника, приютившего собачку?
- Какие точные слова находит автор для характеристики отношения Герасима к Муму?
- Как Муму, привязавшаяся к своему ему?
- Как описывает автор собачку в эти моменты?
- Почему части рассказа о Татьяне и о том, как Муму попала к барыне, начинаются одинаково: «Так год…»?
- Как раскрывается характер Герасима в данном эпизоде?
- Составьте ряд слов, которыми можно описать героя.
Рассказ «Муму» И. С. Тургенев написал в 1852 г., находясь под арестом за публикацию некролога, посвящённого Н. В. Гоголю. После освобождения он читает «Муму» своим друзьям в Петербурге. И. С. Тургенев чувствовал безграничные силы русского народа, верил в то, что его долготерпению придёт конец. Эта мысль находит воплощение в образе немого Герасима, стремящегося к утверждению себя как личности, к осознанию своего права на решение собственной судьбы.
Наиболее важным для понимания художественной идеи рассказа является эпизод Муму.
Возвращаясь в свою каморку, Герасим встретил замерзшего, голодного щенка и забрал его с собой, несмотря на то, что барыне бы это не понравилось. Выходил своего питомца и нашел утешение в компании собачонки, которую и назвал Муму. Герасим прятал свою собаку, выгуливал ее только по ночам, но в конце концов, барыня все таки узнает об этом и приказывает Герасиму убить, утопить его единственное любимое и родное существо.
Невозможно без слез читать о том, как дворник в очередной раз не может ослушаться приказа и убивает свою собаку. Перед этим он покормил ее, поел сам, потом сел с Муму в лодку, отплыл на середину реки и, привязав камень на шею своей любимице, сбрасывает ее в воду. Он не слышит, как захлебывается водой бедная собачонка, как пытается всплыть на поверхность, барахтается и цепляется за водоросли, за возможность выжить. Герасим просто выполняет свой приказ и не представляет, как можно было бы поступить по-другому.
После этого случая, Герасим больше не смог жить в доме жестокой барыни и отправляется жить в деревню. И я задаю себе вопросы: почему нельзя было ослушаться приказа? Почему нельзя было уйти от барыни вместе с Муму? Он же вырастил собаку из маленького щенка, заботился о ней, как о ребенке, привязался к ней. Муму была единственным существом, которое отвечало любовью, преданностью. Это был единственный друг крепостного мужика. Как же он посмел убить своего друга? Почему он не смог поступить по-другому? Почему сам не бросился в воду следом за собачонкой?
Именно об этом и говорит Тургенев, что крепостное право унижало людей, забирало их выбор, губило их волю и параллельно приучало помещиков к безнаказанности и вседозволенности. Мы видим образ бессердечной барыни, равнодушной ко всему, кроме своих капризов. Мы видим образ Герасима: послушного, кроткого, смирившегося со своей судьбой исполнить любые приказы: отказаться от любимой девушки, совершить убийство любимого существа. Не зря главный герой изображен немым в произведении, этим автор показывает, что нет у крепостных голоса, не могут они возразить помещикам. Крепостное право сделало простой русский народ безвольным, бесправным, безголосым. И мы видим, что это волнует автора и именно против такого порядка вещей он выступает.