Сочинение по рассказу муму тема образ герасимав рассказе и.с.тургенева "муму" план 1 вступление (3-5пред) 2 основная часть (15-25 пред) 3 заключение (3-5пред) заранее !
Герасим — глухонемой дворник старой московской барыни. Это очень высокий, под два метра, молодой человек, взятый барыней из деревни. Мы видим, как трудно привыкает Герасим к городу, какой скучной и никчемной кажется ему его новая работа. Совсем другое дело в деревне. Там он привык к тяжелому, крестьянскому труду, ценил этот труд и уважал его. Но как бы ни относился Герасим к своим новым обязанностям, выполнял он их аккуратно и тщательно, «на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка, он только двинет плечом — и не только телегу, самое лошадь спихнет с места…» Трудно было найти сторожа лучше, чем Герасим. Могучий рост его и недюжинная сила отпугивали любого вора. А после случая, когда двоих смельчаков-воров Герасим стукнул лбами друг о дружку, двор, где служил этот человек, и вовсе обходили. Однако Герасим не только хорошо знал свои обязанности и честно их исполнял, но и оберегал свои права — на его место за столом никто не смел садиться. Угрюмый с виду, замкнутый, Герасим душою ласков и добр. Влюбленный в Татьяну, он всячески старается обратить на себя ее внимание: то подарок ей сделает, то расчистит перед ней дорогу, то просто мило ей улыбнется. Особенно ярко эти качества Герасима проявились в его отношении к бедному щенку. Герасим сам не может говорить, поэтому с Муму ему намного проще, чем с людьми, — здесь запросто можно обходиться без слов. Кроме того, животное никогда не обманет и не предаст. Расстаться с любимым другом — решение, продиктованное отчаянием и безысходностью. Утратив Муму, Герасим покидает деспотичную хозяйку, протестуя тем самым против жестокости и самодурства. Он, как подневольная птица, вырвавшаяся наконец-то на волю. Мне Герасим очень нравится, не может не вызвать симпатии. Этот высокого роста, мужественный, редко улыбающийся человек на самом деле очень добрый и ласковый. И очень хочется верить, что если бы автор продолжил свой рассказ, то Герасим там обрел бы наконец свое счастье.
Основа событий такова. в 1184 году к юго-восточной границе земли подступила большая орда половцев. навстречу им вышел великий князь киевский святослав всеволодович. на реке ореле, левом притоке днепра, святослав неожиданно напал на половцев, нанес им тяжелое поражение и взял в плен половецкого хана кобяка с сыновьями. игорь же не смог в это время присоединиться к святославу. он тяжело переживал свою неудачу: ему не удалось участвовать в победе, не удалось доказать своей преданности союзу князей. вот почему в следующем, 1185, году он, "не сдержав юности", двинулся в поход против половцев.окрыленный победой святослава, он ставит себе безумно смелую — собственными силами "поискать" старую тмутаракань, когда-то подвластную его деду олегу "гореславичу". он решается дойти до берегов черного моря, уже почти сто лет закрытого для руси половцами. высокое чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике, преданность новой — — все это двигало им в походе. в этом черты особого трагизма похода игоря. подробности похода игоря освещены в летописях.игорь выехал из новгорода-северского во вторник, 23 апреля 1185 года. вместе с ним в поход выступили его сын владимир и племянник святослав ольгович. они поехали по направлению к дону. у реки донец игорь увидел солнечное затмение, что предвещало беду. застать половцев врасплох не удалось. игорю советовали либо идти быстрее, либо возвратиться, на что князь ответил: "если нам не бившися возвратиться, то срам нам будет хуже смерти".в пятницу полк игоря столкнулся с небольшим отрядом половцев. те не ожидали нападения и бросились бежать. игорь догнал их и захватил богатую добычу.на рассвете следующего дня лагерь оказался окружен половцами. завязалась сеча, князь был ранен. до позднего вечера отбивалась дружина игоря от половцев.наутро следующего дня не выдержали половецкого натиска и побежали. игорь поскакал остановить бегущих, даже снял шлем, чтобы дружина могла его узнать, но ничего не добился. на расстоянии полета стрелы от своего войска он был схвачен половцами. в плен попали все князья, часть дружины успела бежать, а часть была перебита. так бесславно кончился поход игоря. это был первый случай, когда князья попали в плен.произошло то, чего так опасался князь святослав: земля стала жертвой нового половецкого нашествия. когда святослав узнал о беде игоря, он горько вздохнул и сказал со слезами: "милая моя братия, сынове и мужи земли ! не сдержали вы юности своей, отворили вы ворота половцам на землю ".совместными усилиями князьям удалось отбросить половцев обратно в степь. игорь между тем томился в плену и каялся, считая, что не вражеская, а божья сила за грехи "обломила" его дружину. с половчанина оврула ему удалось бежать из плена.он перешел вброд реку, сел на коня и помчался, как говорит летопись, на родину. конь его пал в пути, одиннадцать дней игорь пешком шел к донцу и, наконец, прибыл в новгород-северский.эти события, описанные в ипатьевской и лаврентьевской летописях, и дали автору "слова о полку игореве" сюжет. скорбь о постигшей родину беде, горькое раздумье о судьбах земли, терзаемой степными кочевниками, желание найти выход из создавшегося положения — такова основная тема "слова". автор пытается дать политическую и художественную оценку событий, он считает поражение игоря одним из следствий отсутствия единения между князьями. основная идея "слова" — страстный призыв князей к единению. эта идея получает воплощение во всей художественной структуре произведения, в его сюжете и композиции.
сюжеты из сказок неоднократно использовались композиторами в музыкальных произведениях. римский-корсаков, мусоргский, бородин и другие черпали из этого нескончаемого источника свое вдохновение и воплощали в музыке свои версии сказаний, легенд и мифов. кикимора для лядова уже не первый сказочный персонаж. несколько лет назад он пообщался через свою музыку с бабой-ягой, а теперь еще один персонаж потребовал от автора своего воплощения.предписанная лядовым в партитуре программа гласит: «живет, растет кикимора у кудесника в каменных горах. от утра до вечера тешит кикимору кот-баюн – говорит сказки заморские. со вечера до бела света качают кикимору во хрустальчатой колыбельке. ровно через семь лет вырастает кикимора. тонешенька, чернешенька та кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. стучит, гремит кикимора от утра и до вечера; свистит, шипит кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. зло держит кикимора на весь люд честной. (сказания народа. и.п. сахаров)».когда у произведения есть выписанная программа, то, казалось бы, все ясно. слушай себе, да сопоставляй. вот, в «кикиморе» сразу понятно, где царство кудесника в каменных горах (медленное вступление, проходящее в басах), где колыбельная кота-баюна (глубоко национальная по интонациям мелодия, почти настоящая колыбельная песня - мелодия у гобоя), где хрустальная колыбелька – звукоизобразительная тема у челесты, а где прыжки и свист самой кикиморы (форшлаг у деревянных это, действительно, сразу слышно. но, как всегда, в музыке не все так однозначно и прямо. вот, в «сказании народа» в пересказе и.п.сахарова сказано, что живет кикимора у кудесника (то есть волшебника) в горах, то есть за каменной стеной. кот-баюн (добрейшее сказочное существо,) говорит кикиморе сказки заморские, да качает ее в хрустальной колыбели. то есть оберегает ее от всех невзгод. колыбельная песня – сама по себе уже оберег, как принято в фольклорной традиции. да еще и хрустальная колыбельная! мало того, что кот-баюн пел, наверное, еще и леденцами кормил. а чего же это она, спрашивается, тогда выросла такая злая? да и не выросла толком за семь лет. маленькая и тощая осталась. да и головка мала, а значит, ума-то и нет. не даром она и пряжу прясть не может: все прыгает, да жалкое существо. чего ее бояться полнокровным красавицам и богатырям? академик сахаров пересказал только одну версию народного поверья, а их, как обычно, несколько. в каждой области россии – свой вариант сказки. оказывается, бывает и добрая кикимора, которая не мешает хозяйке прясть и ткать, а, наоборот, . и посуду , и дитя успокоит. пугает она только ленивых хозяек и капризных детей. к тому же, ее можно приручить. а как же она попала из царства каменных гор к людям? кто ее звал-то? еще один вариант поверья гласит о том, что в кикимор превращаются девочки, проклятые матерью в младенчестве или в утробе (то есть аборт), а так же девочки, родившиеся у женщины от огненного змея, (то есть алкоголя). в древности считалось, что таких младенцев уносит нечистая сила и через семь лет они превращаются в кикимор.считалось, что кикимора невидима и обнаруживает себя своими проделками – трещит, пищит, бьет посуду, рвет нитки, путает клубки, вобщем, проказничает, как только может, но настоящего вреда причинить не в состоянии, пугает только, да с толку сбивает. она, как и многие другие персонажи нечистой силы, обладает способностью стремительно передвигаться с места на место, исчезать и снова появляться. кроме того, она «далеко видит, не стареет, все »так вот, не звал-то ее ни кто, но возвращается она в тот дом, где и появилась на свет, в виде наказания за мысли недобрые.сахаров рисует нам кикимору злобную («зло держит кикимора на весь люд честной»). а какое настроение мы слышим в музыке? это страх, зло, или шаловливая проказница? какой характер кикиморы нарисовал автор? определите сами.