Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой?
Гоголь считал свое произведение «Мертвые души» поэмой – жанром, в котором сообщение о жизненных событиях происходит посредством оценки и восприятия рассказчика. Я считаю, что автор выбрал такое определение жанра своего произведения неспроста. Дело в том, что в этом тексте ярко выделяется авторское начало. Читатель может следить за цепочкой размышлений и переживаний писателя.
В «Мертвых душах» можно встретить ни одно лирическое отступление, что делает присутствие автора более заметным. Важно отметить и красоту, экспрессивность, эмоциональность языка произведения. Язык писателя уникален, музыкален, точен. Все это указывает на то, что в «Мертвых душах» есть признаки поэмы как лирического текста.
Я думаю, что в этом случае складываются все три значения слова «двор», и каждое из этих значений отражает ту или иную трагическую картину: бездушность, мертвенность «живого двора», который окружал Матрену при жизни и в дальнейшем делил ее хозяйство; судьба самой Матрениной избы после смерти Матрены и при жизни Матрены; нелепая гибель Матрены. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село», — пишет Солженицын. Невольно вспоминаются слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, смысл которых заключается в том, что на самом деле все не так, как в действительности. Матрена — это противопоставление той действительности, которая в рассказе Солженицына выражена через злобу, зависть и стяжательство людей. Своим образом жизни Матрена доказала, что любой, кто живет в этом мире, может быть честным и праведным, если он живет праведной идеей и крепок духом.