Платонов. Казачий атаман. Именно он сопровождает императора Александра Павловича во время поездки в Англию. В отличие от императора, Платонов показан нам как патриот своей страны. Он уверен, что русские мастера смогут сделать вещь более удивительную, чемтанцующая блоха. Именно он разоблачает англичан, когда отворачивает замок у английского писталета и видит там надпись с именем русского мастера. Из-за своего прямодушия Платонов теряет хорошее расположение Николая Павловича. Примечательно то, что Платонов не признает личного достоинства людей, зависящих от него. Побои и угрозы он считает лучшим влияния на людей. Платонов оказывается единственным человеком, который попытался заболевшему Левше вернуться в Россию «Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми». «…Мы, русские, со своим значением никуда не годимся». «Государь на все это радуется». «Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может». «Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко». не порть мне политики». «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут». «Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве
В Матрене Васильевне автор воплощает основополагающие черты т.н. праведника - человека, искренне любящего своего ближнего, безропотного, кроткого и бескорыстного. В противоположность ей изображаются люди, живущие суетными заботами, видящие подлинное счастье в материальном, земном и переходящем. Автор, вне всякого сомнения. в этом конфликте принимает сторону Матрены, ведь за такими людьми, по его мнению, стоит истина. Отношение автора представлено в заключительных словах рассказа:"Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша." Автор видит в Матрене человека безупречной нравственной чистоты и преклоняется перед нею.
Всю жизнь Матрёна другим,не отказывая в никому.Работая в колхозе,делая самую тяжелую работу для других,Мартёна ничего не просит для себя.На таких простых труженицах держится вся страна,но отношение к ним не однозначное,люди не понимают бескорыстия и доброты Матрёны. Автор восхищается своей героиней,постепенно узнавая её судьбу,он ошеломлён особой миссией Матрёны,которую до него никто не замечал. Для Солженицына Матрёна-это воплощение моральных и духовных христианских ценностей,на которых держится земля русская. Автор называет Матрёну "праведником,на котором село держится". Авторская позиция -это то,что Матрёна это народная сила,воля,вера,без которых народ не сможет жить."Не стоит село без праведника"-позиция автора,без таких людей,как Матрёна ,не выживет село,умрёт,как умрёт без добра,любви сочувствия человеческая сущность.
«Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми».
«…Мы, русские, со своим значением никуда не годимся».
«Государь на все это радуется».
«Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может».
«Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко».
не порть мне политики».
«Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут».
«Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве