В присутствуют несколько образов-символов.
Первый из них - дорога.
Дорога-традиционный образ не только путешествия по
каким-либо пространствам, но и сама жизнь человека.
Следующие образы, которые осмыслить -
это птицы: ворон, голубь, петух.
Ворон-предсказывает плохое, страшное.
Чёрный вран,
Свистя крылом,
Вьётся над санями:
Ворон каркает: печаль!..
Это происходит во сне Светланы, то есть велика вероятность,
что "печаль" уйдёт вместе со сном, таким образом,
пророчество становится не таким страшным.
Голубь-символ счастья, любви, нежности, защиты;
символ благословления Господа.
Вот глядит: к ней
в уголок
белоснежный голубок
с светлыми глазами,
тихо, вея, прилетел,
к ней на перси тихо сел,
обнял их крылами.
Это происходит тоже во сне, но как противовес ворону.
Голубок силён равноценно силе веры в Бога Светланой.
А Светлана, тем временем, как бы не было ей страшно,
верит в свою защиту Господом.
Ни на минуту не выпускает своего креста из рук,
молится, сидит в уголке под святыми.
И чем больше страх Светланы, тем сильнее её вера и
тем больше защита голубка (мы понимаем - Бога. )
Присутствие голубка сменяет на рассвете петух.
(Шумным
Бьёт крылом петух,
День встречая пеньем. )
В этот момент Светлана просыпается, петух шумно пробудил
Светлану как раз "на границе" зла и добра.
Чаша весов склоняется в сторону добра, потому что "наяву"
не случилось ничего плохого, а то, что случилось во сне -
"нейтрализуется" присутствием голубя.
Ещё один символ - свет.
Свет - несёт добро, защиту. Света в Жуковского
много: свет и ясный, и яркий, и маленьким огоньком, и
пробивающимся сквозь метель, и искрящимся, и исходящим
от луны, хоть и сквозь туман, и даже имя героини
отождествляется со светом.
Свет присутствует на протяжении всего произведения.
Это можно связать с огоньком веры в Бога, горящей в душе,
в сердце Светланы. И эта Вера не дала погибнуть Светлане
во тьме, заблудиться среди зла, найти дорогу домой,
в пробуждение, к любимому суженому.
Одним из основных художественных приёмов,
который использует Жуковский в , является антитеза.
(Борьба жизни и смерти, дня и ночи, любви и смерти,
реального и воображаемого) .
Автор использует антитезу чтобы показать противоречия
человеческой души, сложность мира, который окружает
человека.
Основой сюжета в является мистический сон
главной героини. Именно в этом заключена особенность антитезы- противопоставление добрых сил злым, сна -действительности.
Автор использует еще и гиперболический ряд-усиление
признака от меньшего к большему и наоборот
(Печаль- Страх -Горе) .