Свою повесть «Собачье сердце» Михаил Булгаков так и не увидел напечатанной. К печати ее допустили лишь в 1987, через 62 года после написания, но именно благодаря этому она осталась не испорченная псевдо-критиками, которые не знали жалости ко всему тому, что брало под сомнение методы советской построения общества . Это была последняя сатирическая повесть автора.
В основе произведения лежит невероятный случай преобразования собаки в человека. Это произошло в результате эксперимента медика-ученого Преображенского: он пересадил собаке железы внутренней секреции алкоголика и вора Клима Чугункина. Результат эксперимента удивительный - собака постепенно превращается в человека (Полиграфа Полиграфовича Шарикова). Но у него остаются некоторые собачьи навыки (ненависть к котов) и дурные привычки Клима Чугункина.
Преображенский вместе с доктором Борменталем пытаются его перевоспитать, но все меры не дают необходимых результатов. Шариков только наглеет и создает новые проблемы. Профессору не остается другого выхода, кроме возвращения его к собачьего состояния.
В лице Шарикова Булгаков воплотил картину общественного уклада 20-х годов. Абсурдный научный эксперимент ярко осветить абсурдность тогдашнего общества. Шариков, который является своеобразным продолжением мошенника Чугункина, становится вполне подходящим для тогдашней советской власти. Восьмикомнатная квартира ученого рассматривается как посягательство на свободу, на собрании «жил товарищей», вместо решения бытовых проблем, хором поют песни, а общая бедность считается как начало новой эры.
Итак, основной проблемой повести Булгакова стало человеческое общество в сложную переходную эпоху. Автор подчеркивает, что все зависит от обычного человека: от ее нравственности, выбора, и от того, какое у него сердце.
Грэй воплотил в жизнь мечту Ассоль и добился своего собственного счастья. Он знал, что его счастье — эта прекрасная девушка, которая ему понять истину. А истина эта заключается в том, "чтобы делать так называемые чудеса своими руками". Благодаря силе любви, искренней вере в свою мечту, соединились в одну судьбы двух людей, которые теперь навсегда сохранятся для них "в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь".
*2 Ассоль
Жизнь героини повести, юной Ассоль, довольно несчастна: у нее не было подруг, дети избегали ее, а взрослые переносили на нее нелюбовь к ее отцу. Над девочкой смеялись и оскорбляли ее. Но добрый Лонгрен подбадривал дочку: "Э, Ассоль, — говорил он, — разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут". И он брал девочку на руки и крепко целовал. Под влиянием отца, который ее обожал, Ассоль создала себе некий мир грез, в котором все было прекрасно, все люди были добрыми и любили друг друга. И однажды в лесу, увлеченная игрой с игрушечным кораблем и придуманной ей самой историей, девочка случайно встретилась с незнакомцем, который представился "самым главным волшебником" и рассказал ей невероятную историю, о том, что ждет ее в будущем. "Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе... Тогда ты увидишь храброго красивого принца... "Здравствуй, Ассоль! — скажет он. — Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство... И ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом". И девочка поверила загадочному волшебнику. И все последующие годы продолжала жить с этой верой и ждать, когда приедет за ней ее принц. Она ждала, не обращая внимания на смех, подтрунивания и издевки.
В рассказе «кавказский пленник» один из моментов — Жилин Костылина. 1) Жилин многое повидал в жизни, адекватно себя ведет в плену; Костылин же так не может. За него и выкуп пытались дать, — но нет, не получилось. 2) Жилин — от слова «жила», то бишь живет, все может. А Костылин — от слова «костыль» — ему нужна Жилин был достаточно хорошо сложен, а Костылин был полным, не мог жить в плохих условиях. 4) Предусмотрительнее, конечно, Жилин. Он мог все рассчитать, знал, как себя вести, а Костылин был настолько не при к плохой жизни, что его волновала только его жизнь и его состояние здоровья, его чувства. 5) Жилин знал, как обращаться с лошадью, а Костылину было важно лишь унести свою пятую точку подальше от опасности (не литературно выразилась, тьфу-тьфу). 6) Жилин — храбрый, Костылин — трус. 7) См. предыдущие. 8) Жилин был любознателен, смотрел за природой. Костылин — нет. 9) Жилин был выносливее — в отличии от Костылина, вытерпел весь побег, еще и товарища своего понес. В общем, Жилин — идеал, Костылин — лень.
В основе произведения лежит невероятный случай преобразования собаки в человека. Это произошло в результате эксперимента медика-ученого Преображенского: он пересадил собаке железы внутренней секреции алкоголика и вора Клима Чугункина. Результат эксперимента удивительный - собака постепенно превращается в человека (Полиграфа Полиграфовича Шарикова). Но у него остаются некоторые собачьи навыки (ненависть к котов) и дурные привычки Клима Чугункина.
Преображенский вместе с доктором Борменталем пытаются его перевоспитать, но все меры не дают необходимых результатов. Шариков только наглеет и создает новые проблемы. Профессору не остается другого выхода, кроме возвращения его к собачьего состояния.
В лице Шарикова Булгаков воплотил картину общественного уклада 20-х годов. Абсурдный научный эксперимент ярко осветить абсурдность тогдашнего общества. Шариков, который является своеобразным продолжением мошенника Чугункина, становится вполне подходящим для тогдашней советской власти. Восьмикомнатная квартира ученого рассматривается как посягательство на свободу, на собрании «жил товарищей», вместо решения бытовых проблем, хором поют песни, а общая бедность считается как начало новой эры.
Итак, основной проблемой повести Булгакова стало человеческое общество в сложную переходную эпоху. Автор подчеркивает, что все зависит от обычного человека: от ее нравственности, выбора, и от того, какое у него сердце.