Сравнительные союзы:
1)Синтаксическое
«Ореховая скорлупа трещала под ногами, как осенний ледок на лужах»
Похож на, напоминает, кажется, смахивать, подобен, сходен и т.п .
как, как бы, как будто, ровно, словно, точно и др.
2)Морфологическое
Использование формы творительного падежа
«Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия»
«Шишки, попорченные кедровками , напоминали комочки сотов»
«Облака спрессованной ватой ложились на тайгу»
3)Функции сравнений в рассказе «Васюткино озеро» «Что-то начало беспокоить Васютку при виде бес мухи, влипшей в тенёта. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!» Изображение внутреннего состояния героя
Функции сравнений в рассказе «Васюткино озеро»
«Что-то начало беспокоить Васютку при виде бес мухи, влипшей в тенёта. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!»
4)Изображение внутреннего состояния героя
«Васютка с ружьём на плече и с патронташем на поясе, похожий на коренастого , маленького мужичка, вышел из избы» «Выберется ли из тайги? Затерялся в ней, точно песчинка…» «Кра-кра-кра! – неслось сверху, будто тупой пилой резали крепкий сук» В сравнении проявляется отношение автора к герою, отношение героев к другим героям. Сравнение изображает внешность героя.
«Васютка с ружьём на плече и с патронташем на поясе, похожий на коренастого , маленького
мужичка, вышел из избы»
«Выберется ли из тайги? Затерялся в ней, точно песчинка…»
«Кра-кра-кра! – неслось сверху, будто тупой пилой резали крепкий сук»
В сравнении проявляется отношение автора к герою, отношение героев к другим героям.
5)Сравнение изображает внешность героя.
«…в лес спускались сумерки. Середина озера напоминала сейчас раскалённую печку. Казалось, положи на гладкую поверхность воды ломтики картошки, они мигом испекутся, запахнет горелым и вкусным» Сравнения используются для описания природы
«…в лес спускались сумерки. Середина озера напоминала сейчас раскалённую печку. Казалось, положи на гладкую поверхность воды ломтики картошки, они мигом испекутся, запахнет горелым и вкусным»
6)Сравнения используются для описания природы
«Голос его (Васютки) пролетел немного над тайгой и упал невесомо – кедровой шишкой на мох» «В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь» Широки возможности сравнения «расцветить» и «озвучить» мир
«Голос его (Васютки) пролетел немного над тайгой и упал невесомо – кедровой шишкой на мох»
«В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь»
Широки возможности сравнения «расцветить» и «озвучить» мир
«Понёсся, как леший» (О глухаре) «Белка, будто пушинка, подхваченная ветром, метнулась и пошла считать деревья» Широки возможности сравнения сделать мир живым и подвижным
«Понёсся, как леший» (О глухаре)
«Белка, будто пушинка, подхваченная ветром, метнулась и пошла считать деревья»
7)Широки возможности сравнения сделать мир живым и подвижным
«Может видели вы на физической карте в низовьях Енисея пятнышки, будто небрежный ученик брызнул с пера голубыми чернилами? Вот где-то среди этих кляксочек и есть та, которую именуют Васюткиным озером» Сравнения В.П.Астафьева отличаются выразительностью, смысловой точностью, придают описанию тайги и путешествию Васютки особую наглядность, изобразительность, эмоциональность.
«Может видели вы на физической карте в низовьях Енисея пятнышки, будто небрежный ученик брызнул с пера голубыми чернилами? Вот где-то среди этих кляксочек и есть та, которую именуют Васюткиным озером»
Написал поэт свою элегию в 1903 году. Несмотря на то что он был женат в это время, элегию пронизывает нервное, сложное чувство.
Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной...
И лирическому герою тоскливо вдвойне, потому что
И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один.
Чувствуем здесь и тоску ("я на даче один", "мне больно глядеть одному в предвечернюю серую тьму"), и усмешку над собой ("как-нибудь до весны проживу я один"). Но все чувства поглощает любовь, которой пронизан каждый нерв лирического героя:"Мне крикнуть хотелось вослед://"Воротись, я сроднился с тобой!" Но, увы, это невозможно, героиня разлюбила, а может и не любила, и ушла. И герой от боли находит в цинизме: "Что ж! Камин затоплю, буду пить...// Хорошо бы собаку купить."
Стоит заметить, что очень важную роль в стихотворении играет пейзаж: он сер и уныл, за окном дождь. Все это еще больше усугубляет настроение героя, который смотрит в окно и видит там
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
Читая стихотвоорение, я чувствовала каждой клеточкой такую тоску и безысходность бунинского героя! Как ему одиноко сидящему у нерастопленного камина?! Но тут натолкнулась на повтор слов "до весны". Вот он - проблеск надежды! Придёт весна и унесет и скорбь, и одиночество.