Сюжет произведения строится на жизни и чувствах мальчика васи, главного героя, - у него умирает мать, а отец замыкается в своем горе, отворачиваясь от ребенка. пытаясь как-то разнообразить жизнь, вася начинает подолгу бродить по родному городу. во время одной из таких прогулок он знакомится с нищими обитателями старой часовни – валиком и марусей, детьми пана тыбурция. именно они становятся его настоящими друзьями, через них он постигает действительность жизни, смотрит на нее совершенно с другой стороны. для валика и маруси дружба с васей была большой радостью. вася часто приносил детям яблоки из своего сада, угощал лакомством, которому они никогда не видели. он развлекал марусю, рассказывал ей сказки, устраивал веселые игры. при появлении васи девочка «каждый раз хлопала в ладони, и глаза ее блестели искренним интересом» . для валика вася был единым товарищем, которому он мог довериться. для этих обездоленных детей сын судьи был светом в темном подземелье. все тепло своей души он отдавал валику и маруси. мальчик ощущал, что он нужен детям, его ждут, радушно встречают. васю глубоко поразила тяжелая, голодная жизнь его маленьких друзей. он искренне желал им чем-то , сочувствовал, жалел. он никак не мог понять, почему именно должен скрывать от других свою дружбу с валиком и марусей. то, как человек воспринимает других, раскрывает его собственную натуру. вася - настоящий друг, который бескорыстно тем, кто этого нуждается в. итак, правильно говорят, что человек сильный со своими друзьями. трагическая смерть маруси от тяжелой болезни становится не только этапом взросления васи, но и неожиданно примиряет его с отцом.
Хроното́п (от др.-греч. χρόνος, «время» и τόπος, «место») — «закономерная связь пространственно-временных координат»[1]. Термин, введённый А. А. Ухтомским в контексте его физиологических исследований, и затем (по почину М. М. Бахтина) перешедший в гуманитарную сферу. «Ухтомский исходил из того, что гетерохрония есть условие возможной гармонии: увязка во времени, в скоростях, в ритмах действия, а значит и в сроках выполнения отдельных элементов, образует из пространственно разделенных групп функционально определенный „центр“»[2]. Ухтомский ссылается на Эйнштейна, упоминая «спайку пространства и времени» впространстве Минковского. Однако он вводит это понятие в контекст человеческого восприятия: «с точки зрения хронотопа, существуют уже не отвлеченные точки, но живые и неизгладимые из бытия события»[3].
Лермонтов Михаил Юрьевич . Годы жизни 1814 - 1841 гг . Это великий русский поэт, прозаик и драматург . Родился в Москве, в дворянском доме . Учился в Московском Университетском Благородном Пансионе, затем в Московском университете . Популярность к поэту приходит вместе с выходом стихотворения «Смерть поэта» (1837), посвященного смерти Александра Пушкина. За это произведение Лермонтов был арестован и отправлен в ссылку. Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает: кроме литературы он занимается еще живописью. Дальнейшее творчество в биографии Михаила Лермонтова связано с редакцией «Отечественных записок».За дуэль с сыном французского посла Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ (1840), где участвует в военных действиях.Лирика Лермонтова имеет свойство отчужденности, тяготения к вечности. Самые главные произведения Лермонтова: «Парус» (1831), «Маскарад»(1835), «Боярин Орша»(1835-1836), «Мцыри» (1839), «Бородино»(1837), «Узник»(1837), «Демон»(1839), «Герой нашего времени» (1838-1840) считаются шедеврами литературы. В Пятигорске, возвращаясь со второй ссылки, Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбившись на злую шутку поэта, вызывает Лермонтова на дуэль. 15 (27) июля 1841 года на этой дуэли Лермонтова настигла смерть.