1. Как автор относится к жителям леса? Какие слова подчёркивают его бережное отношение к природе? Прочитай.
Автор относится бережно к обитателям леса, старается быть осторожным, чтобы не навредить животным и растениям. «Я осторожно поднял веточку ели и через лесное оконце увидел полянку». «Вышел так тихо, что птички меня не очень испугались». «Резать гриб мне было жалко — такая хорошая тарелка для птичек».
2. Рассмотри иллюстрацию. Какой отрывок из текста к ней относится? Прочитай.
А на полянке берёза, под берёзой пень... А в тарелке вода.
3. Сравни рассказы М. Пришвина о грибах «Старый гриб» и «Храбрый опёнок».
В рассказе Пришвина «Старый гриб» сыроежка даёт напиться воды и птичкам, и паучку, и автору рассказа. Действие рассказа происходит в тёплый осенний день. В рассказе Э Шима «Храбрый опёнок» в лесу уже холодно. Опёнок грибникам в самое ненастное время.
Блок всегда стремился к познанию тайны прекрасного, мучительно пытался разгадать загадку женской души. Последователь немецких романтиков и философа В. Соловьёва, он считал, что миром правит любовь, а познать и полюбить его можно через любовь к женщине. Но к 1907 году, времени написания стихотворения «Ушла. Но гиацинты ждали» поэт уже начинает переосмысливать символический образ Прекрасной Дамы, Души Мира, несущей преображение всего сущего. Грозные события революции 1905 года и трагические реалии жизни заставляют Блока осознать, как страшен мир, как ранима человеческая душа. Он не перестал быть мистическим поэтом, но начал ещё обострённее воспринимать окружающее. Символы ночи, сумрака становятся предсказанием не только хаоса и жестокости, которые скоро накроют Россию, но и торжества мирового зла.
И в этом любовном стихотворении словно слышатся грозовые раскаты рокового будущего, это выражено метафорой «ночь преданий грозовых». На переломе эпох поэтами-символистами и акмеистами создавался образ инфернальной женщины – исчадия ада, женщины-вамп. Это странное и страшное в своей магической власти над коленопреклонённым мужчиной существо, таинственное, непредсказуемое. Женская красота, её бесовские чары убивают, заставляют страдать. Женщина непокорна и свободна, подчинена лишь неземным стихиям. Её сила – в кажущейся слабости, женственности:
когда казакки начинают все рушить в поисках спирного и напиваются до сыта