Не составляет труда переложить басню так, чтобы она читалась как повествование от первого лица.
МАРТЫШКА И ОЧКИ
Я к старости слаба глазами стала;
А от людей давно слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе я враз достала;
Верчу Очками так и сяк:
То к темени прижму, то их на хвост нанижу,
То их понюхаю, поставлю дальше, ближе;
Очки не действуют никак.
«Тьфу, пропасть! -говорю. - И тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на́ волос нет в них».
Немедля так с досады и с печали
О камень я хватила их,
Что только брызги засверкали.
И вдруг среди печальных строк появляется эпитет "великая Русь". Дети говорят о времени написания стихотворения: 1941год. Симонов был участником войны, он не мог знать о победе в то время, но свято верил в нее и точно знал, в чем сила духа русского народа. Дети заметили антитезу, противопоставление в стихотворении. Стал понятен замысел автора, к антитезе "горькое сегодня и великое в исторической памяти" стали подбирать из текста средства выразительности.
В настоящем слезы и смерть. Это подтверждают эпитеты " злые дожди, усталые женщины, не верящие в Бога внуки (объясняю, что ни молитвой, ни крестом дети себя защищать не хотели, что было тяжело верующим старикам) , вдовьи слезы, по мертвому плачущий девичий крик, слезы украдкою, седая старуха", гипербола "слезами измеренный тракт",сравнение "как на смерть одетый старик", инверсия "только пожарища по русской земле раскидав позади", "умирают товарищи", "пули пока еще милуют". Заклинанием звучит анафора: "Мы вас подождем! " В каждой строфе суровая, горькая правда. Что этому противопоставить, где взять силы, веру?
Поэт призывает вспомнить свою историю, свои корни. Появляются эпитеты "великая Русь", "русские околицы", "кресты на русских могилах", "русские обычаи, русская земля, русская мать, русская женщина", "песня женская" (инверсия подчеркивает значимость этой песни от рождения до смерти русского человека) , "милая горькая земля", метафора "Россия на погостах сошлась, крестом рук ограждая живых". Любой, прочитавший стихотворение, будет защищать землю дедов и прадедов, переживет горечь поражений и отступлений и не даст врагу хозяйничать на русской земле.
После анализа средств выразительности мы понимаем позицию автора и легко сформулировали основные проблемы : нравственно-психологическая - душевное состояние людей во время отступления, духовность русского человека, муки совести, чувство ответственности за происходящее, проблема исторической правды- война бесчеловечна, противоречит всяким законам жизни, проблема исторической памяти- о чем не следует забывать, философская проблема –значимость человека на земле при жизни и после смерти, неразрывная связь поколений.
Аргументы дети подбирают легко, говорят об автобиографичности стихотворения, подтверждают это строкой "трижды поверив, что жизнь уже вся… ", где К. Симонов упоминает о ранениях на передовой, где он был в качестве военного корреспондента.
Таким образом, средства выразительности произведения не только понять позицию автора, проблему, но и вызывают отклик на описанные события в душах наших учеников.