Стихотворение написано в последний год жизни поэта — 1841. Образ гонимого бурей листка появился в европейской литературе в конце 18 века и стал символом судьбы политического изгнанника. М.Ю. Лермонтов в своем стихотворении продолжил эту тему. Оторванный «от ветки родимой» листок у поэта также является символом человека, вынужденного искать себе пристанище. Основные мотивы «Листка» — мотив одиночества, свойственный всей поэзии М.Ю. Лермонтова и мотив побега, который так же встречаем мы во многих произведениях поэта (например «Мцыри»). Лирический герой не принимает действительность «отчизны суровой» и стремится вырваться из нее. Композиция стихотворения основывается на контрасте засохшего, увядшего дубового листка и молодой зеленой чинары. Образы листка и чинары глубоко символичны. Листок олицетворяет собой странника, изгнанника, гонимого «жестокою бурей». Он одинок и «носится» «без цели по свету». Путь его тяжел, он «засох и увял» «от холода, зноя и горя». Чинара же — воплощение безмятежной и красивой жизни: С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская; На ветвях зеленых качаются райские птицы… родное море». Прижавшись к корням чинары, листок просит «принять» «пришельца меж листьев своих изумрудных», обещая рассказы «мудреные и чудные». Но чинара отвергает его: «На что мне тебя? — отвечает младая чинара, — Ты пылен и желт, — и сынам моим свежим не пара, Ты много видал — да к чему мне твои небылицы? Мой слух утомили давно уж и райские птицы…» В этих строках заключается кульминация стихотворения: одинокий странник не получает покоя и пристанища что усугубляет трагизм его положения. Надежда на обретение счастья рушится: «Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!» В этом стихотворении, как и во многих других стихотворениях поэта, отразились те настроения, выразителем которых явился Лермонтов. Эти настроения отличались, по словам Белинского, «безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства…». В стихотворении «Листок» показан конфликт мечты и реальности и связанный с ним социальный мотив внутренней обособленности человека в современном поколении вот держи☺
"А не можешь ли ты дать Герде что-нибудь такое, что сделает ее сильнее всех?
С этими словами финка посадила Герду на спину оленя, и тот бросился бежать со всех ног. - Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди и звери? Ведь она босая обошла полсвета! "
Человечность — красота человеческого сердца. Это и сила, которую не в состоянии победить даже колдовство самой Снежной королевы. Как здесь не вспомнить слово старой финки про Герду: «Сильнее, чем она есть, ее не сделаю» . Следовательно, сильнее Снежной королевы оказалась маленькая девочка Герда, которая имела в груди горячее, чуткое сердце, была верной в дружбе, настойчивой и мужественной в достижении цели.
Кто сильнее снежной королевы? (по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева» ) В сказке Г. Х. Андерсена Снежная королева — величественная и могучая. Она может засыпать мир снегом, заморозить все вокруг, но страшнее всего — сделать сердце человека ледяным и жестоким. На вид королева очень красива («Глаза ее сияли, как звезды… » ) . Но не было в тех глазах ни тепла, ни мира, потому что несли они лишь зло.
Снежная королева поцеловала Кая и сделала его своим послушным учеником, лишила память и чувство настоящей красоты. Подруга мальчика Герда отправилась на поиски товарища. Ей пришлось побывать и в волшебном саду женщины, и у разбойников, и в лапландки и мудрой финки, и во дворце Снежной королевы. Она преодолела большой путь, холод и голод, чтобы Кая. А затем своими слезами растопила лед и скалку волшебного зеркала. Мальчик опять стал самим собой и преодолел чары Снежной королевы.