Главного героя машиниста паровоза рассказа А. П. Платонова «В прекрасном и
яростном мире» зовут Александр Васильевич Мальцев (Б).
Машинист Мальцев ослеп во время грозы (А).
Почему и взрослые, и дети называли Юшку, гавного героя одноимённого рассказа А.
П. Платонова, по прозвищу? Из-за пренебрежительного к нему отношения (А).
Каково авторское отношение к главному герою? Сострадательное (А).
Почему «без Юшки жить людям стало хуже»? Им не на ком стало вымещать свою злобу (А).
Почему жизнь Юшки нельзя назвать бесполезной? Он поставил на ноги девушку-сироту и кузнецу (Б, В).
Тема Родины звучит, наверное, в творчестве всех поэтов, и у каждого по-разному. Вариации этой темы определяются историческими и социальными условиями, в которых живет поэт, его гражданской позицией, творческими идеалами. Сергей Александрович Есенин родился под Рязанью, в старинном приокском селе Константинове. Здесь его детство и юность, здесь он написал свои первые стихи. Мир народнопоэтических образов окружал его с первых дней жизни. Поэтому у Есенина с Родиной прежде всего ассоциировалась деревенская, крестьянская Россия. «Моя лирика, — говорил Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве».
Тема Родины звучит в самых ранних стихотворениях С. Есенина. В 1912 году Есенин приезжает в Москву, а в 1916-м выходит его первый сборник «Радуница». За эти четыре года Есенин утверждается как поэт крестьянской культуры. Молодой Есенин проповедует христианство в своей поэзии, хотя в его стихах мы можем найти элементы язычества и пантеизма. Земная Русь в лирике Есенина периода «Радуницы» мифологизируется, она становится воплощением рая на земле. Картина рая создается при библейских образов, с которыми ассоциируются детали крестьянского быта и русской природы:
Гей ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Между сосен, между елок,
Меж берез кудрявых бус,
Под венком, в кольце иголок,
Мне мерещится Исус.
Он зовет меня в дубровы,
Как во царствие небес…
В елях — крылья херувима,
А под пеньком — голодный
Ивы — кроткие монашки.
Для ранней поэзии Есенина характерна гармония в его стихах нет тех противоречий, душевных надрывов раздвоения лирического героям, которые появятся позже в его лирике. В ранних стихах Есенин является выразителем народного миропонимания, которому присуща органическая связь человека с природой и с мирозданием вообще.
В новом сборнике стихов, названном «Голубень» и вышедшем в 1918 году, Есенин продолжает развивать мотивы ранней лирики. Православное восприятие Есениным Родины как духовного отечества мы видим в стихотворении «Запели писаные дроги…». В этом стихотворении вся Русь вырастает в образ храма, вся она становится воплощением Божьего мира:
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
В стихотворении мы ощущаем полное единение лирического героя с Родиной, что было для Есенина подсознательным
чувством, безотчетной потребностью, которая не поддается разуму и не управляется самим человеком:
Но не любить тебя, не верить
Я научиться не могу.
В этот же период в лирике Есенина появляются и другие мотивы, связанные с Родиной. В стихотворениях «Край ты мой заброшенный…», «Сторона ль моя, сторонка», «О край дождей и непогоды…» Русь предстает печальная, серая, тоскливая:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Однако Есенин любит Россию и такой. Есенин чувствует наступающие перемены, он верит в будущие, события, которые разбудят дремлющую Русь. И вот произошло то, что с нетерпением ждали многие русские поэты и писатели, — свершилась революция.