«Простите нас» - эти слова со стыдом и болью произносят те, кто обижал кого-либо, относился равнодушно, предавал и в ком всё-таки проснулась совесть. И причиной этому являются неблагодарность и беспамятство. Именно об этой проблеме пишет Ю. Бондарев в предложенном отрывке.
Главный герой рассказа совершил серьезную ошибку. Проанализируем произведение и попытаемся понять, сможет ли он её исправить или окажется слишком поздно?
Главным героем рассказа является Павел Георгиевич Сафонов. Он человек достаточно известный, работает на большом заводе конструктором. Павел Георгиевич возвращался из санатория и, проезжая места, где когда-то родился и вырос, почувствовал непреодолимое желание побывать в родном городке. Он надеялся встретить друзей юности и свою первую любовь Веру. Но чем больше Павел Георгиевич бродил по городу, тем больше не узнавал его, да и город, будто не узнавал Сафонова. За годы разлуки оба сильно изменились. Уже в таком чужом городе Павел Георгиевич нашел знакомую улицу, там был дом Витьки Снегирева - когда-то лучшего друга Сафонова. Но самого Витьки наш герой так и не встретил. Дверь открыла незнакомая женщина. Она сказала, что Снегиревы не живут в этом доме после войны, все уехали. Не встретил Павел Георгиевич и Веру. Девушка погибла санитаркой на фронте. Что же, получается, опоздал Сафонов? Город забыл его, друзья разъехались, первой любви больше нет. Он хотел уже возвращаться в Москву, но случайно увидел в проеме улицы свою школу. А неподалеку от неё маленький домик своей бывшей учительницы Марии Петровны. Может всё-таки не опоздал?
Он сразу узнал её. Мария Петровна – учительница математики. Она тоже его узнала, пригласила в дом. Павел Георгиевич смущено повесил свой дорогой плащ рядом с её одиноким пальто. Они разговорились. Оказывается, одноклассники Сафонова тоже добились не малых успехов в жизни. Кто-то стал знаменитым журналистом, кто-то начальником завода. Только никто из ребят после окончания школы так и не навестил любимую учительницу. Разве что Коля Сибирцев, не покоривший больших высот, часто заходил к ней. Сафонов заметил на полке свою книгу "Конструкция самолетов", но он точно помнил, что не присылал её Марии Петровне. А еще он вспомнил, что не ответил на телеграмму два года назад, не придав ей значения среди прочих поздравительных писем. Мария Петровна была единственной в этом городе, кто не только помнил, но и с гордостью следил за всеми успехами Сафонова и успехами других своих учеников. Тогда в душе Павла Георгиевича возникло жгучее чувство стыда. Он стыдился себя, ведь забыл человека, который сделал главный вклад в его успешную карьеру. Стыдился своих одноклассников, которые не научились быть благодарными. Это чувство вины грызло его изнутри. Он простился с учительницей, а с ближайшей станции отправил ей телеграмму от имени всех ребят. Рассказ кончается словами этой телеграммы: «Простите нас». Автор прямо не говорит, простила ли Мария Петровна бывших учеников. Но мы точно понимаем, она простила. Она простила, когда только увидела Сафонова. Простила, когда узнала, как много её ученики добились. А значит, главную ошибку Павел Георгиевич всё же исправил.
Больше всего из произведений А. П. Чехова мне нравится рассказ «Толстый и тонкий».
Его сюжет составляет описание случайной встречи и беседы двух друзей детства, которые не виделись долгие годы.
Персонажи произведений — совершенно разные люди. Толстый — внешне пышущий здоровьем толстяк, он богат и преуспевает по службе,
о чём свидетельствуют чин тайного советника и высокие награды. Тонкий же худ, неустроен, перебивается случайными заработками и часто переезжает из города в город.
Так же глубоки и их внутренние отличия. Тонкий беден духовно, его отношения с людьми определяются тем, выше или ниже стоят они на иерархической лестнице. Так, узнав, что его друг занимает одну из высших должностей, тонкий резко меняет свое поведение. На смену искренней радости и дружелюбию приходят благоговение, нарочитое внимание, сладость и «почтительная кислота». Он начинает лебезить, унижаться, стремится угодить толстому.
Толстый же совсем не пытается возвыситься, подчеркнуть свою значимость. Его отношение к приятелю остается неизменным: «Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!» Вскоре Михаилу становится тошно от наигранных любезностей Порфирия, и он спешит распрощаться.
В рассказе А. П. Чехов высмеивает самоунижение и чинопочитание и дает понять, что человека „определяет не чин, а его внутренние качества, такие как искренность, сопереживание, доброта, смелость, достоинство.