Тугарин (Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Тугарин Змеевич, Змеище Тугарище) — злой богатырь в русских былинах и сказках, противник русских богатырей Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Главный текст о Тугарине — былина о бое Алёши Поповича с Тугарином в разных её вариантах.
В былинном образе Тугарина сливаются отголоски различных слоёв эпической традиции. Прежде всего в змеевидной природе Тугарина нельзя не видеть одной из вариаций бродячего мотива о змееборстве, весьма распространённого в русской народной поэзии (сказках и былинах), древность которого засвидетельствована памятниками (летописное сказание о Никите Кожемяке и Муромская легенда), а также аналогиями в южнославянском эпосе. Отношение Тугарина к Апраксии и Марине, жене Добрыни, даёт основание сблизить его со змеем-любовником сказок и сербских песен.
В имени Тугарин видят отголоски борьбы русских с кочевниками. С этой точки зрения Тугарина считают историческим половецким ханом Тугорканом. Имя Тугарин допускает, однако, и другие сближения, например с Змеем Горынычем из «Тугих гор», как называется этот змей в некоторых вариантах былины о борьбе Добрыни со змеем (у Александра Гильфердинга). Александр Веселовский в Тугарине, как вообще в богатырях Змеях и Змеевичах, видит отголоски византийского эпоса — прямое перенесение византийских «Δράχον», «Δραχοντόπουλα». Впрочем, А. И. Веселовский в более поздней работе своей принимает предположение об исторической основе имени Тугарин, сохраняя, однако, своё прежнее мнение о связи Тугарина с византийским эпосом. Интересно также заметить, что в переписках еврейских общин в средневековье, турки упоминаются как «Тугарим».
Отец Кирсанов не похож на своего блистательно-аристократического брата: ни внешнего шарма, ни романтической биографии, ни загадочной любви. Напротив, все просто и обыденно. По причине хромоты Николай Петрович в юности определен по “штатскому делу”. Пришло время — Николай Петрович женился, стал любящим мужем, заботливым отцом, хозяином поместья. Когда умерла любимая Машенька, “едва вынес этот удар”, за несколько недель стал седым. Значит, чувства в его душе не менее глубоки, чем неземная страсть старшего брата к таинственной Нелли! Просто направлены они на семью, детей, дом. Жизнь отца Кирсанова внешне ничем не примечательна. Но есть что-то в этом “сером, пухленьком” человечке, что вызывает к нему уважение. Это “.что-то” — верность жизненным принципам, которые отличаются от “принсипов” старшего брата. Николай Петрович верен своему предназначению главы семьи, хозяина. Как когда-то его отец, он повез Аркадия в Петербург учиться, как принято издавна, он живет спокойной жизнью, ведет хозяйство. Но это не просто обыватель, в нем сохраняется и свежесть чувств, и тяга к прекрасному, и даже интерес к новому. Поэтому он испытывает любовь к юной Фенечке, играет на виолончели, живо реагирует на споры брата с Базаровым.
Николай Петрович — отец в полном смысле этого слова. По этой причине его отношения с Фенечкой не имеют ничего общего с обычной “проказой” барина, соблазнившего бедную девушку. В привязанности к Фенечке, в любви к маленькому Мите он сумел сохранить достоинство, и свое, и любимой женщины.
Казалось бы, Аркадий — достойная смена отца, даже свадьбы отца и сына пришлись на один день. Но, если присмотреться внимательнее, можно утверждать: Аркадий уступает Николаю Петровичу.
Старший Кирсанов живет по своим принципам, по своим понятиям, просто и достойно. Даже брат и сын не могут руководить этим мягким и деликатным человеком. Аркадий же постоянно от кого-то зависит, кому-то подражает.