9. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. (Чацкий, явление 2)
10. “Свежо предание, а верится с трудом”. (Чацкий, явление 2)
11. “Да это ли одно? возьмите вы хлеб-соль:
Кто хочет к нам изволь;
Дверь отперта для званых и незваных,
Особенно из иностранных;
Хоть честный человек, хоть нет,
Для нас равнёхонько, про всех готов обед”. (Фамусов о москвичах, явление 6)
12. “Дома новы́, но предрассудки стары.
Порадуйтесь, не истребят
Ни годы их, ни моды, ни пожары”. (Чацкий о Москве, явление 5)
13. “А судьи кто?” (Чацкий, явление 5)
14. “Где́, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве…” (Чацкий, явление 5)
15. “Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?” (Чацкий, явление 5)
16. “… злые языки страшнее пистолета!” (Молчалин, явление 11)
В этом произведении присутствуют элементы сказки:
мотив дороги, когда Гринёв отправляется в Оренбургскую крепость;
сказочный образ метели, ставший символом грандиозных перемен в жизни героя;
вещий сон, описанный в главе «Вожатый».
В произведении присутствуют положительный и отрицательный герои. Швабрин, подлый, бесчестный человек, и Пётр Гринёв, который защищает честь и достоинство человека.
Зеркальная композиция: сначала Пётр Гринёв дочь коменданта, а затем Марья Миронова главного героя.
Как и в любой сказке, на пути главного героя встречаются Таким оказался бродяга Емельян Пугачёв, случайно встретившийся на пути главного героя, который станет предводителем народной войны.
Как в сказке, с героем происходят различные перевоплощения, т. е. автор использует прием оборотничества. Пугачёв предстает перед читателем то бродягой, то великим государем Петром III, то разбойником, рассказывающим о себе калмыцкую сказку о вороне и орле, объясняя смысл своей жизни: «чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живою кровью».