Тарас Бульба — лицо типическое: в образе его художник изображает личность с такими свойствами, которые могли развиться под влиянием определенных исторических условий и которые характеризуют собою целую общественную среду. Тарас Бульба — представитель запорожского казачества с его темными и светлыми сторонами. Он отличается грубой прямотой нрава: при свидании с сыновьями, только что вернувшимися из киевской бурсы, он смеется над их дпиннополыми свитками и, вместо нежных родительских приветствий, начинает биться на кулаках со старшим сыном Остапом. В обращении его с женой видна та же черта: он не внимает голосу ее материнского сердца и, несмотря на ее мольбы, везет сыновей в Сечь на другой же день их приезда на родину.
Грубая прямота нрава настолько присуща натуре Тараса Бульбы, что он сохраняет ее даже и тогда, когда ему грозит опасность: находясь в тюрьме, куда является инкогнито для свидания с Остапом, он, не стесняясь, называет гайдука «чертовым сыном», за то, что последний обозвал казаков собаками и стал хулить их веру. Особенно замечательная черта в характере Тараса — это его необыкновенная сила духа, которую он проявляет в последние минуты жизни. Будучи сам казаком, Тарас желает видеть и в своих сыновьях отважных воинов. «Какая вам нежба? — говорить он им. Ваша нежба — чистое поле да добрый конь — вот ваша нежба. А видите вот эту саблю? вот ваша матерь! Вот, лучше я вас отправлю на Запорожье. Вот где наука, так наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму!»
Бульбе приятен мужественный гнев Остапа, когда тот с кулаками бросается на него, защищая себя от насмешек отца; напротив, Бульба подсмеивается над Андреем, называет его «мазунчиком» за то, что он ласков с матерью. С Андреем Тарас мирится только тогда, когда тот показал свою удаль. Вообще успехи сыновей в бранных подвигах радуют Тараса. Он любуется Остапом и Андреем во время похода на Польшу, потому что они оба выдавались среди товарищей своими воинскими доблестями. Но предпочтение Тарас отдает Остапу: он искренне радуется, видя его начальником казачьего отряда; сильно горюет об Остапе, когда узнает, что он взят в плен ненавистными ему поляками.
Тема сострадания раскрывается в рассказе через образ Кусаки, изменившихся условий ее жизни с приездом летом дачников, отношения людей к бездомному существу. Часто люди обижают наиболее беззащитных. Например, один пьяный грязную и некрасивую собаку, но, когда та легла перед ним на спину, чтобы ее поласкали, пьяный человек «вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога» . Кусака «нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя» , и эти действия собаки вызывали настоящий хохот у дачников, но люди не замечали «странной мольбы» в глазах собаки. Городская жизнь не согласуется, по мнению дачников, с дворовой собакой, поэтому внешне добрые люди остаются безучастными к дальнейшей судьбе Кусаки, остающейся одной на даче. И даже гимназистка Леля, так любившая собаку и просившая у матери взять ее с собой, «на вокзале… вспомнила, что не простилась с Кусакой» . Ужасен и страшен вой обманутой в который раз собаки. «И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу» .
В погоне за удобствами, материальными ценностями люди забыли о самом важном: о добре, сострадании, милосердии. Поэтому поднятая в рассказе «Кусака» тема сострадания актуальна. Человек должен задумываться над последствиями своих поступков, защищать обездоленных, всему этому и учит читателя произведение русского писателя Леонида Николаевича Андреева.