Судьба листка, оторвавшегося от «ветки родимой», — судьба странника, потерявшего Родину. Мотив странника, изгнанничества всегда был характерен для творчества Лермонтова (стихотворения «Тучи», «Ветка Палестины», «Парус»). Образы природы в этих произведениях аллегоричны и Символичны, с их раскрывается внутренний мир лирического героя. То же самое мы видим и в стихотворении «Листок». Дубовый листок у Лермонтова оторвался «от ветки родимой», стал жертвой жестокой бури, испытал много горя на своем пути и вот, наконец, докатился до Черного моря. Он видит молодую, прекрасную чинару, пытается обрести кров и пристанище, однако все попытки его тщетны. Чинара пресыщена жизненными впечатлениями, она очень дорожит своим покоем, она проникнута чувством собственного превосходства, исполнена самолюбования. Судьба несчастного листка оставляет ее безучастной. В сердце ее нет места жалости, сочувствию. Рассказ листка о его суровой Отчизне, о беспокойной судьбе и чудных скитаниях по свету не рождает в душе ее ни интереса, ни любопытства. Чинара враждебно настроена по отношению к усталому путнику: Иди себе дальше, о странник! тебя я не знаю! Я солнцем любима, цвету для него и блистаю; По небу я ветви раскинула здесь на просторе, И корни мои умывает холодное море. Образы листка и чинары в этом произведении антитетичны. В аллегорической форме, используя прием олицетворения, М.Ю. Лермонтов передает основную мысль стихотворения: в этом мире нет места жалости и состраданию, одинокая душа нигде не сможет найти себе приюта, благополучие и счастье глухи к бедам, горестям и одиночеству
Комедия Грибоедова "Горе от ума" по праву может считаться вечной. Каждая строка каждое слово несет в себе смысл, который пытливый читатель сможет разложить на разные лады. Произведение пропитано остротой момента, где динамика под стать подходит характерам, и дилемме персонажей. Но давайте по порядку. Сами герои до сих пор встречаются в нашей жизни. Чацкие пытаются изменить мир, который им не понять, и трепетно ждут внимания, одобрения к своей персоне, и ее действиям. Молчанины стараются преуспеть в своем нехитром промысле, правда, иногда разоблачение не тот финал их работы, который происходит на самом деле. Да и смысл перебирать их поименно. Каждый герой будет встречаться снова и снова. Куда более важнее, что с временем измениться, меняется их роль, и сторона извечного вопроса: Фамусовское общество или же новые, ранние взгляды? не старайтесь найти здесь раздумья Чацкого о его месте в данном мире, и его миссии изменить старый круг своих знакомых. Чацкий даже не думает, стоит ли навязывать кому либо свою точку зрения. Он как цепной пес готов загрызть каждого, раня словами намного больнее, чем оскаленными клыками. Если только взять Чацкого, и сделать наоборот. Любой персонаж многозначен, и нельзя смело сказать, хороший он, или плохой. Каждый из них придерживается заданной роли, и исполняет ее на ура. Единственное чему стоит поучиться современному читателю, тому, как каждый герой мастерски стоит на своем месте, и живет вольной жизнью, точно по тексту. Нельзя считать их уникальными лишь потому, что они стремятся достичь своего. Странная манера, порой пугающая. Лишь один Фамусов наслаждается жизнью, каким бы он не был отрицательным и плохим персонажем. В заключении стоит сказать, что "Горе от ума" и правда хранит в себе много мыслей. Правда, в данном времени, в нашем настоящем врятли ни понадобятся вам. Решайте сами, как по мне, произведение достойно своего места, но не стоит слишком верить в созданный мир. Хотя, можно закончить слегка иначе. Не будьте Чацким, дабы не быть признанным безумцев в обществе, стараясь достичь лучшего мира, следуя высшим помыслам.