Державин Гавриил Романович, (1743-1816), русский поэт, государственный деятель
Родился в небогатой дворянской семье. Детство его под Казанью. В1758, когда в Казани открылась гимназия, он был отправлен туда учиться. По ходатайству директора гимназии Державина зачислили в Петербургский Инженерный корпус. Однако судьба его переменилась, и он с 1762 вынужден был пойти служить солдатом. Вместе с Преображенским полком участвовал в дворцовом перевороте 1762.
В 1772 получил первый офицерский чин, а в 1773 началась крестьянская война. Одновременно вышли первые литературные труды Державина. Он стал ярким представителем русского классицизма.
В 1776 изданы отдельной книгой торжественные оды, проникнутые идеей сильной государственности. Они включали также сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, размышления о жизни и смерти. В 1777 он был уволен из армии, но за заслуги получил имение в Белоруссии.
Появление оды «Фелица головокружительной карьере Державина. Он становится губернатором сначала в Олонецкой губернии, затем в Тамбове.
С 1791 кабинет-секретарь Екатерины II. Министр юстиции и член Государственного совета (1802-1803).
И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме; и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди; утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.
И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.
И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой.
И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю.
И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.
И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.
И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она — его мать.
И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд» (Третья книга Царств