Павлуша – один из пяти мальчиков, с которыми познакомился рассказчик у костра, где сидели ребята. Весь облик мальчика говорит о бедственном положении его семьи: вся его одежда «состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов» . Внешне нескладный: «волосы… всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее» , Павлуша привлекает своим умным и прямым взглядом, а также силой, звучавшей в голосе. Именно Павлуше доверено наблюдать за варившимся на костре котелком. Значит, это дело привычно для мальчика. Со знанием говорит герой и о рыбе, блеснувшей на реке, и о покатившейся звезде: «…Вишь плеснула, – прибавил он, повернув лицо в направлении реки, – должно быть, щука… А вон звездочка покатилась» . Павел ведет себя по сравнению с другими ребятами наиболее смело. Когда после рассказа Илюши о лесной нечисти все вздрогнули, услышав чей-то шипящий свист, Павел крикнул: «Эх вы, вороны!. . чего всполохнулись? » – и перевел сразу разговор на бытовую тему, сказав о том, что картошка сварилась. Хорошо разбирается герой в повадках лесных зверей и птиц: то он слышит крик цапли, то объясняет, что белый голубок отбился от дома и теперь ищет места для ночлега. Вернувшись с реки, Павел говорит о том, что ему показалось, будто его звал водяной. Всего боявшийся Илюша отмечает, что это плохая примета. Но Павел не боится примет, так как верит в судьбу и считает, что «своей судьбы не минуешь» . В финале рассказа читатель узнает о трагической гибели мальчика, но не в воде: «он убился, упав с лошади» .
Сцена Бородинского сражения, снятая Сергеем Бондарчук, настолько объемно насыщенна, яркая и точная по сюжетной линии,что мне кажется ,что это настоящая панорама исторического действия во всем масштабе его развития. Все продумано ,вплоть до деталей. Как знаменательны и символичны слова Кутузова Болконскому:"Я тебе не князь ,не светлейший, я тебе-отец" . Этим словам веришь и знаешь,что это истина ,святая правда. И также показывает нам Кутузова Толстой . Просто, честно...Да он -надежда русской армии и ее "отец".Это центральная мысль произведения и центральная сцена 3 части фильма . Именно эта сцена дает зрителю твердое убеждение, что русский народ выиграет эту войну. Иначе быть не может- не должно. Сюжет эпизода построен Толстым на антитезе -мирным событиям противопоставляется военные события ,в тоже время одно предопределяет другое ,одно немыслимо без другого.Это четко подчеркивает разговор Кутузова с Болконским: " Да,немало меня упрекали ,и за войну,и за мир...а все пришло вовремя . Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать." такую же режиссерскую линию ведет и Бондарчук. Батальные сцены масштабны и приковыают внимание ,смотрятся на едином дыхании .Все цельно и гармонично. Но ведет все сражение голос самого режиссера за кадром.Это символично . Также ведет читателя в эпизоде Бородинского сражения мысль Толстого -его собственная точка зрения на исторические события -"мысль народная"." Победа нравственная была одержана русскими под Бородиным". И эта мысль сливается воедино и выражается и писателем и режиссером -как одна единственная концепция и единый стержень и всего произведения и всего фильма