В эпоху реализма взгляды писателей обратились к жизни и проблемам «маленького человека». Этот герой, как собирательный образ человека «низкого класса», представлялся довольно жалким и незаметным для общества. Чем же примечателен такой персонаж?
В повести «Станционный смотритель» автор призывает нас обратить внимание на «маленьких» людей, «быть справедливыми и войти в их положение», и я разделяю его позицию.
Персонаж повести - Самсон Вырин – как раз из таких людей. Имея самый низкий чин и прозябая на неблагодарной работе, ведь «станционных смотрителей проклинает каждый», этот «сущий мученик четырнадцатого класса» остался беззлобным и добродушным человеком. Он живет в своем узком и обреченном мирке, где единственной отдушиной и радостью его становится красавица-дочь Дуня, «разумная, такая проворная, вся в покойницу-мать».
Так бы всё и шло своим чередом, но весь привычный смотрителю мир рушится как только очередной постоялец – «молодой, стройный гусар» Минский – обманным путем крадет и увозит его единственную дочь в Петербург.
Наш герой не может с этим смириться и отправляется за ней. Со слезами на глазах молит он гусара: «Ваше высокоблагородие!.. сделайте такую божескую милость!..», но его попытка вернуть «бедную» Дуню домой не увенчивается успехом. «Барин» Минский, будучи выше Самсона по чину, даже не считается с ним, как с отцом невесты, а попросту пытается откупиться деньгами, а затем и вовсе его прогоняет. Мне кажется, что эта сцена повести являет собой яркий показатель социального неравенства в обществе и безразличия к «маленьким людям»
Вместе с тем, Вырин думает лишь о своих чувствах и переживает о своей доле: он не может понять и принять тот факт, что дочь добровольно его покинула, как не верит и Минскому, "который только посмеется над ней и никогда не возьмет замуж". С исчезновением дочери теряется смысл его и без того тяжелой жизни.
Объяснение:
9 февраля 1441 — Навои родился в Герате в семье тимуридского чиновника Гиясаддина Кичкине. Их дом которго был центром общения людей искусства, поэтов.
1457-1463 — Алишер учился в медресе Мешхеде. Среди учителей Навои был Джами — в дальнейшем друг и единомышленник поэта. Уже к 15 годам Навои стал известен как поэт, слагающий стихи на двух языках —тюркском и фарси (персидском).
1466-1469 — Алишер Навои жил в Самарканде и учился в медресе. Здесь он приобрел много друзей. После прихода к власти своего друга, тимурида Хусейна Байкары, Алишер Навои вернулся в родной Герат.
1469 — стал хранителем печати при правителе Хорасана Султан-Хусейне Байкара, с которым вместе учился в медресе.
1472 — получил чин визиря и титул эмира. Навои оказывал ученым, художникам, музыкантам, поэтам, каллиграфам, руководил строительством медресе, больницы, мостов. Убежденный гуманист, борец против средневекового деспотизма и произвола, Навои обличал злоупотребления вельмож, корыстолюбие чиновников, выступал защитником народа перед султаном и решал дела в пользу несправедливо обиженных.
1476 — он подал в отставку, однако остался приближенным султана, который доверял ему важные дела в Герате. Уже доказано: вот что случается в жилищах, где растет алоэ Подробнее
1483 — поэма «Смятение праведных»
1484 — поэмы «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин», «Семь планет»
1485 — «Стена Искандера»
1487 — Навои был сослан в отдаленную провинцию Астрабад в качестве правителя. Это произошло из-за прогрессивных позиций Навои, которые вызвали недовольство при дворе. Крах надежд на возможность политического переустройства страны и установления мира в государстве, раздираемом между усобицами Тимуридов, вынудили Навои оставить службу.
1488 — Поэт вернулся в Герат. Конец жизни провел в усиленной творческой работе.
1498-1499 — работа над сборником стихов «Сокровищница мыслей» (Hazoin ul-Maoniy). Сборник включает четыре дивана, соответствующих четырём периодам жизни поэта: «Диковины детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет», «Назидания старости».
3 января 1501 — тюркский поэт и философ скончался.
В общем строе сражающегося народа нашла свое место и многонациональная советская литература: ее прозаики, поэты, драматурги, критики. В самые трудные для народа дни войны громко звучали голоса советских поэтов.
Листая страницы книг, написанных в дни военных потрясений, мы словно листаем страницы памяти своего сердца. Из глубины времени перед нами воскресают события, наполненные чудовищным грохотом невиданно жестокой, разрушительной и истребительной войны, насквозь пропитанные человеческой кровью и слезами. И пусть многие поэты пали смертью храбрых на пути к солнечному Дню Победы, они и сегодня остаются с нами, потому что слово, рожденное в огне, написанное кровью сердца, бессмертно.
Неудивительно, что большинство бытовавших в окопах песен, рожденных войной, таких как “Синий платочек”, “Темная ночь”, “Бьется в тесной печурке огонь... ”, “В лесу прифронтовом”, “Огонек”, были сугубо лирическими. Эти песни отогревали солдатское сердце, продрогшее на холодном ветру суровой военной жизни.
Война вошла в жизнь каждого человека, и в каждую жизнь она внесла тревоги и волнения, заботы и горести.
Время требовало от литературы строгости и точности в передаче дум и чаяний народа, в раскрытии характера человека. Стихи, созданные в те годы о войне, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. В них порой, даже резких, даже зовущих к мщению насильникам и обидчикам, властно звучит гуманистическое начало.
Хотя во времена стародавние и бытовала истина о том, что, когда разговаривают пушки, музы молчат, живой опыт человечества начисто опроверг ее.
В войне против немецко-фашистских претендентов на господство над миром советская поэзия стояла в авангарде всех литературных жанров, заплатив за свое право разговаривать от имени воюющего народа жизнью многих поэтов.
Все виды поэтического оружия: и пламенная призывная публицистика, и задушевная лирика солдатского сердца, и едкая сатира, и большие формы лирической и лирико-эпической поэмы — нашли свое выражение в коллективном опыте военных лет.
Одними из известных поэтов того времени смело можно считать О. Берггольц, К. Симонова, Мусу Джалиля.
Ольга Федоровна Берггольц (1910—1975) родилась в Петербурге в семье врача. В 1930 году окончила филологический факультет Ленинградского университета, после чего работала журналистом. Первые свои произведения она писала для детей и юношества. Поэтическая известность О. Берггольц пришла к ней с выходом сборников “Стихотворения” (1934) и “Книга песен” (1936). В годы войны, находясь в осажденном Ленинграде, О. Берггольц создает свои лучшие поэмы, посвященные защитникам города: “Февральский дневник” и “Ленинградская поэма” (1942). Выступления Берггольц по радио, обращенные к борющимся ленинградцам, вошли позже в книгу “Говорит Ленинград” (1946).