В одной деревне жил старик со старухой. Когда они поженились, у них уже было по дочке. Мачеха не любила старику девочку, заставляла ее работать, и ничем старухе нельзя было угодить. А девушка была добрая и трудолюбивая, но старуха ее все равно ненавиела. Старухиина же дочка была ленивая и глупая, но та дочке все прощала и работать не заставляла.
Решила мачеха совсем сжить падчерицу со свету. Заставила старика увезти падчерицу зимой в дремучий лес. Запряг старик лошадь, посадил свою дочь в сани и повез в лес, где и оставил девочку под сосной.
Сидит девочка на снегу, замерзает. Подошел к ней Морозко, дунул на нее холодом и спросил: «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?». Девочка была вежливая, поэтому ответила: «Тепло, Морозушко, тепло, батюшка», хоть и замерзла вся. Морозко три раза дул на падчерицу, а она все терпела и отвечала, что ей тепло. Сжалился Морозко над ней, укутал собольей шубой, дал ей богатые подарки.
А мачеха думает, что падчерица погибла. Послала она старика в лес мертвую дочь забрать. Старик поехал в лес и привез дочь в шубе соболиной и с сундуком драгоценностей.
Наутро отправила старуха свою дочку на то же место в лесу - и ей подарков захотелось. Мачехина дочка была невежливая, нагрубила Морозко и не только не получила подарков, но и замерзла насмерть. Когда узнала об этом злая и жадная старуха, стала выть-голосить, да поздно было.
Саратов – очередное место ссылки отца. Здесь сын ощущает себя защищенным и счастливым, он увлекается коллекционированием бабочек, но от ссыльного биолога получает первый суровый жизненный урок, который погасил его стремление к собирательству, стремление. оказавшее в последствии разрушительное влияние на его характер. Немного повзрослев, сын начинает коллекционировать географические атласы и карты таким образом, что практически все стены в его комнате становятся увешанными картами пяти материков, земного шара, флоры и фауны. Возвратившись из ссылки, отец радуется встрече с родными, замечает изменения, которые произошли в его отсутствие с семьей и домом, но дольше не может находиться, его направляют на другое место - в посёлок Бакшеево Шатурского района, для обслуживания электростанции. Но и здесь, в майских праздников 1937 года, очередного периода кадровой чистки, отца обвиняют в поджоге на торфяных разработках и в очередной раз арестовывают. Тот факт, что во время пожара отец находился в Москве никто во внимание не принимает.