Образ петербурга был в центре внимания многих писателей и пушкина, и гоголя, и город является одним из героев их произведений. он населен людьми, разными по характеру, по манерам, по своему социальному положению, по материальному достатку. с одной стороны, петербург — это красота, дворцы, блеск, роскошь. а с другой, это нищие лачуги и живущие в них «маленькие люди».пушкин изображает петербург, как гордый, красивый город, с потрясающей невской панорамой. но все это лишь ширма, которая прикрывает грязные улицы и нищие трущобы, предназначенные для тружеников, для «маленьких людей».в «петербургских повестях» гоголя тоже петербург в центре внимания. невский проспект «лжет во всякое время». этими барскими красками и красавиц, которые гуляют по невскому проспекту и блистают своей красотой, гоголь подчеркивает ложную красоту петербурга. во всем видна сила и власть денег, которая разрушает жизнь «маленьких людей», живущих в этом «преступление и наказание» - это психологический отчет одного преступления, написанный в пятидесятые годы девятнадцатого века. достоевский предлагает читателю одного преступления и хочет увидеть истоки этого преступления, как зарождалась эта теория, что подтолкнуло человека к такому поступку. в даном произведении описывается конфликт главного героя и общества. роман написан в форме исповеди раскольникова.одной из поднятых достоевским проблем в этом романе, стало пьянство. достоевский считает, что пьянство - это беда, о которой государство должно задумываться, потому что общество, в котором процветает пьянство и отношение к нему снисходительное, обречено на большая тема этого романа - тема «маленького человека», униженного и оскорбленного. эта тема затрагивалась писателем и в произведении «бедные люди». действие романа «преступление и наказание» происходит в 60-70 годы девятнадцатого века, в петербурге. это было сложное время для россии. безысходное горе «маленького человека» автор иллюстрирует через мармеладовых. эта несчастная семья живет в тяжелейших условиях. но ведь, когда-то мармеладов занимал хорошую должность и все в его жизни было нормально. но он лишился этой должности из-за пьянства. достоевский подчеркивает, что именно пьянство навредило мармеладову. теперь его семье приходится существовать в нищете, испытывая огромную нужду.. глава семейства говорит: «мне некуда больше идти, не от кого ждать ». из-за того, что семья мармеладовых живет на грани нищеты, их дочери соне приходится стать проституткой и зарабатывать деньги. сонечка — сильная личность. она особенная, яркая героиня романа. она приносит себя в жертву ради своей семьи. несмотря на ее занятие, она живет по законам сердца, по законам христианской любви. но образ мармеладова вызывает у читателя не только сочувствие и жалось, ведь, именно пьянством мармеладов принес бедствие своей семье. ведь, он сам виноват, что это произошло и что его дочь, готовая жертвовать собой, ради счастья и благополучия ее семьи, чтобы зарабатывать деньги, стала проституткой.проблема пьянства и нищеты на руси волновала достоевского на всем продолжении его творческого пути. поэтому достоевский подчеркивает, что в городе много распивочных и кабаков, в которых «от одного этого воздуха, можно было в пять минут, сделаться пьяным». автор изображает петербург, как город трущоб, до отказа набитый нищими лачугами, ремесленниками, мелкими это не похоже на невский проспект у гоголя, по которому расхаживают пышные в великолепных нарядах и на горделивую столицу пушкина, которая блистает своими замками и дворцами. у достоевского город совсем другой: враждебно настроенный по отношению к «маленькому человеку», в этом мрачном городе и люди становятся озлобленными и способными , через это произведение, хочет донести до читателя мысль о том, что все неудачи, которые происходят в россии, все происходит от неумения вести хозяйство страны. автор говорит о том, что причина пьянства в россии социальна. ведь, отмена крепостного права не ни к чему хорошему, к улучшению жизненных условий низших слоев населения. в душном, угрюмом и жестоком петербурге, по-прежнему, особенно тяжело обитать людям, которые не имеют средств к существованию.
В отличие от ранних рассказов, в центре которых была судьба или отдельный эпизод биографии героя, рассказ "Век живи - век люби" отличаеся исповедальностью, вниманием к тончайшим и таинственным движениям души, которая мечется в поиске гармонии с собой, миром, Вселенной. По очень точному наблюдению критики, — «новый уровень общения людей: здесь душа с душою говорит» . Если в повестях Распутина душа высока в своей трагедии, но одинока, то в рассказах она распахнута навстречу миру, природе. Эта устремленность вовне душ героев обуславливает их обогащение неведомыми ранее чувствами. Любовь к добру — вот что привлекает в героях распутинских рассказов. Все они стремятся обрести внутреннюю гармонию, быть в ладу с собою, с людьми, с природой. Может быть, это происходит еще и потому, что энергия доброты, излучаемая взрослыми, жадно воспринимается детьми и затем приносит в их душах щедрые дары. В одном из лучших рассказов Распутина «Век живи — век люби» пятнадцатилетний Саня как раз и является носителем такого изначального заряда добра, уже требующего своей реализации. Это добро воплощено в стремлении к любви, ибо в ней — вся сила, держащая этот мир, не дающая ему пропасть; в ней — вся сущность человека: для того он и явлен миру, чтобы отблагодарить, согреть его своею любовью. Иначе, зачем человек в прекрасном мире — не для себя же только одного рожден он на свет?!