раскольников родион романович – главный герой романа. романтик, гордая и сильная личность. живет в петербурге на съемной квартире. крайне беден. бывший студент юридического факультета, который он оставил из-за бедности и своей теории. сознание героя мучают два вопроса: «позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство? » и «тварь ли я дрожащая или право имею». чтобы разрешить их, раскольников убивает старуху-процентщицу и, случайно, ее убогую беременную сестру лизавету. сама мысль о насилии вызывает у родиона отвращение. во сне-воспоминании о лошади, которую секут по глазам, проявляется истинная сущность личности героя. человек не может преступить нравственный закон без духовных страданий и смерти. но раскольников все же идет на преступление. «идея» проникла в его подсознание и полностью героем. после убийства раскольников переживает глубочайшее духовное потрясение. он ощущает себя отчужденным от всех людей, одним в «ледяной пустыни». у героя проявляется горячка, он близок к помешательству и самоубийству. тем не менее, он семье мармеладова, отдавая ей последние деньги. иногда герою кажется, что он сможет жить с «черным пятном на совести». в нем гордость и самоуверенность. из последних сил он противостоит следователю порфирию петровичу. постепенно герой начинает осознавать ценность обычной жизни: «как бы ни жить – только жить! » его гордость сокрушена, он готов смириться с тем, что он обычный человек, со всеми слабостями и недостатками. раскольников больше не может молчать: он признается в своем преступлении соне. та советует ему всенародно покаяться на сенной площади. но герой так и не смог произнести там «я убил». он идет в полицейский участок и признается во всем. героя на семь лет каторги. вслед за родионом на каторгу отправляется полюбившая его соня. на каторге раскольников долго болеет. он мучительно переживает свою «обыкновенность», не желает смириться с ней, ни с кем не общается. воскрешает же его к новой жизни любовь сонечки и собственная любовь раскольникова к ней.
Первый сон главного героя романа Родиона Романовича Раскольникова описывается в начале первой части произведения. Что же снится несчастному герою, так чутко и болезненно воспринимающему любые проявления несправедливости, жесткости, подлости, порочности современного ему общества? Достоевский описывает кошмар: маленький Раскольников идет с отцом на кладбище, на могилу младшего брата. Их путь лежит через кабак, возле которого стоит ломовая лошадь, запряженная в телегу. Из кабака выходит пьяный хозяин лошади и приглашает своих приятелей прокатиться. Старая лошадь не двигается с места, и Микола начинает бить ее кнутом, который затем меняет на лом. После нескольких ударов ломом Микола убивает лошадь, и маленький Родион бросается на него с кулаками. Раскольников просыпается от ужаса, и пережитое во сне возвращает его к мысли о том, сможет ли он убить или нет; сможет ли избавить всех униженных и оскорбленных, воплощением которых становится жалкая кляча из его кошмара, от жестокости и порочности окружающего мира, олицетворением которого является пьяный возница Микола, Кошмарное видение тесно переплетается с не менее (если не более) ужасной и отвратительной действительностью, он выступает своеобразным толчком, вплотную приближающим героя к роковому решению — убийству старухи-процентщицы. Во второй части романа Раскольникову, уже совершившему расправу над старухой (но также убившему ни в чем не повинную Лизавету) снова снится сон, переходящий в бред: на этот раз ему снится (или мерещится) , что бьют хозяйку. С одной стороны, это видение можно воспринять как отражение подсознательного желания расправиться с еще одной “вошью” (как известно, Раскольников должен квартирной хозяйке приличную сумму денег, из-за чего вызывался в полицию) с другой — как страх перед будущим, которое, если следовать теории молодого героя, может превратиться в нечто ужасное. Словно бы в ответ на глубокие внутренние переживания Родиона мать присылает ему деньги, на которые Раскольников выкупает у хозяйки вексель. Одна из проблем решена, но по сравнению с чудовищной драмой героя она кажется каплей в море. В третьей части романа — снова кошмар. На этот раз Раскольникову снится, что старуха жива и смеется над ним. Он пытается убить ее, но со всех сторон люди, они и смотрят и молчат. В композиционном плане третий кошмар героя является продолжением его размышлений о “твари дрожащей”, о том, что он “не человека убил”, а “принцип”, своеобразным подтверждением его догадок относительно слабости собственной натуры, не перешагнуть через труп человека Кроме того, этот сон (а именно — описание смотрящих в молчании людей) предваряет появление в комнате Раскольникова Аркадия Ивановича Свидригайлова, своеобразного психологического двойника главного героя, который наблюдает за спящим Родионом. Предвестником нравственного выздоровления, избавлением от мучительных сомнений и поисков ответов на вопросы о несостоятельности собственной теории становится для Раскольникова полусон, полубред, описанный в эпилоге романа: Родиону чудится, что весь мир должен погибнуть из-за болезни, будто есть микроб, точнее — духи, одаренные умом и волей, которые вселяются в людей, делая их бесноватыми и сумасшедшими, хотя зараженные считают себя умными и непоколебимыми в истине. Люди заражаются, начинают убивать друга друга, пожирать, как пауки в банке. После последнего кошмара Раскольников исцеляется — как физически, так и духовно, приближается к порогу, за которым — новая жизнь, в которой он, по совету Порфирия Петровича, станет солнцем