Всказе п. п. бажова "кошачьи уши" девушка дуняха идет из полевского в сысерть и обратно, чтобы рассказать рабочим о восстании, которое поднял емельян пугачёв (" начальник у народа омельян иваныч прозывается.. народу от него воля, а заводчикам да барам - смерть! "). на обратной дороге ей встретилась земляная кошка. кошачьи уши спасли дуняху от волков и довели до полевского. сказки бажова - это мечты горняков, которым не предстояло сбыться.основная мысль проходит через все произведения автора - лишь чудо уральским старателям найти справедливость и защиту от зла.
В центре внимания писателя всегда остаются человеческие отношения, добро и зло, духовность и душевная слепота... Одним словом, проблемы, одинаково серьезные и значимые для людей любого возраста. Проблемы, от решения которых в значительной степени зависит то, как будет развиваться человек, каким он вырастет, какие ценности станут для него главными. Что особенно привлекает нас в юных героях писателя, от лица которых в его произведениях обычно ведется рассказ, так это их душевная отзывчивость, скромность и даже деликатность, иначе говоря, герои эти интеллигентны по-своему, по-детски. Повесть интересна еще и тем, что показывает, какой силой может быть книга в руках умного, умеющего ею пользоваться человека. Заглавие любого произведения – это как бы визитная карточка, дающая читателю первую информацию о содержании. Повесть М. Ибрагимбекова названа неожиданно, броско и заставляет приготовиться к жестокости. Хотя время действия отделено от огненных лет несколькими десятилетиями, Великая Отечественная война присутствует в повести самой ситуацией, в которую неожиданно попадают герои, отдельными деталями, памятью о И, как в каждом произведении о военном времени, прикосновение к высветить и лучше понять настоящее: характеры героев, душевную ценность человека. М. Ибрагимбеков убежден: мужество – не в показной силе, кичащейся своим превосходством. Оно – в твердости духа, в преодолеть себя, свою слабость. С преодоления себя, с первого сознательного проявления воли, с заботы о другом человеке и начинается, по мысли писателя, познание своей человеческой сущности, когда ответ на вопрос «Что такое человек?» становится просто необходим. Сабир и Алик действуют мгновенно, без оглядки, поддаваясь первому побуждению. Таир привык контролировать свои поступки разумом – надежным компасом поведения человека. Ум, интеллигентность, благородство, понимание чувств и поступков людей отличает Таира. Кроме того, у него есть еще один друг, учитель который так выручает его в трудную минуту – это книга. У мальчика есть прекрасная черта, которую, я думаю, вам нужно вырабатывать каждому: он умеет извлечь самое ценное из прочитанного. Книги нужны ему не только для отдыха, развлечения. Они в полном смысле слова его верные советчики. И мы с вами еще раз убедились в правоте слов поэта – современника В. Бокова о книге как о друге.
Биографии - Заболоцкий Н.А. Он и был ученый — не образованием, но стремлением проникнуть в тайны устройства Вселенной, постичь не только ее сердце, но и всеобъемлющий и вездесущий ум. Внук николаевского солдата и сын агронома, Николай Алексеевич Заболотский родился 24 апреля 1903 года под Казанью. Когда мальчику исполнилось семь лет, семья переехала в село Сернур, а позднее, в 1917 году, в город Уржум Вятской губернии. Мать Николая, Лидия Андреевна, служившая до замужества школьной учительницей, была по натуре человеком деятельным, разносторонних прогрессивных взглядов, не отвергала революционных идей. Сперва в реальной гимназии уездного городка Уржума, где жил отдельно от родителей до 1917 года, приезжая в Сернур лишь на каникулы. Затем, в 1920-1921 гг. — в Москве, причем одновременно на двух факультетах: историко-филологическом и медицинском. Жесткий голод вынудил Николая прервать учебу и вернуться домой. Но уже осенью 1921 года Н. А. Заболоцкий, приехав в Петроград, поступил на отделение языка и литературы Педагогического института имени А. И. Герцена, быстро и успешно вошел в круг литераторов и начал вершить карьеру поэта. Литературная жизнь в Северной столице в 20-х годах напоминала бурлящий котел. Творческие объединения, кружки и союзы нарождались, как грибы. В 1925 году, вскоре после окончания института, на одном из литературных вечеров Николай Заболоцкий познакомился с Александром Введенский и Даниилом Хармсом — большими выдумщиками по части поэтических изобретений и литературных игр. Так появилось новое литературное объединение, которому суждено было войти в историю под названием ОБЭРИУ. (Первые буквы расшифровывались как «Объединение Реального Искусства») Членов группы объединял особый восприятия реальности. «Мы — не только творцы нового языка, но и создатели нового ощущения жизни и ее предметов»,- писал Заболоцкий в Декларации обэриутов. Друзья мечтали о таком Искусстве, в котором соединились бы Театр, Живопись и Музыка – во главе с Поэзией. Каких только образов не встретишь в стихах Заболотского в 20 годах (некоторые и написанных в 1925 – 1929 гг. вошли в первую «взрослую» книгу – «Столбцы»). Тут и улетающие в небо русалки, и пирующие – отнюдь не сказочные, а нарочито приземленные – сирены, голосящий по–человечьи пароход, даже гордо идущий по улицам покойник. … А бедный конь руками машет, То вытянется, как налим, То снова восемь ног сверкают В его блестящем животе. «Движение» «Взрослые» стихи поэта вели своё происхождение из мира детства, мира разумных предметов и очеловеченных животных: Колотушка тук-тук-тук, Спит животное Паук, Спит Корова, Муха спит, Над землей луна висит. Над землей большая плошка Опрокинутой воды. Спит растение Картошка. Засыпай скорей и ты! «Меркнут знаки Зодиака» Недаром один видный литературовед объяснил свежесть и яркость этих образов тем, что Заболотский пришел в поэзию из детской литературы. Хотя всё обстояло совсем иначе. В 1928 году Самуил Маршак предложил Заболотскому и его друзьям писать для только что созданного им журнала «Ёж». И вот один за другим стати появляться небольшие рассказы Заболотского для детей(«Красные и синие», «Букан», «Змеиное яблоко»...). Немного позже появился ещё один журнал «Чиж». Всего в «Еже» и «Чиже» было написано более сорока рассказов и стихотворений, автором которых был Заболотский. …Между тем времена наступали невесёлые. Всё необычное и яркое немедленно подвергалось критике. Тех, кто «имел своё суждение», сажали в тюрьму, а не редко и расстреливали. В 1931 году арестовали группу писателей и художников, в том числе Хармса и Введенского. Пострадал и Заболотский. После смерти Заболотский был признан советским классиком, но ещё долгие годы переиздавались только его поздние стихи и переводы.