новое мировоззрение, возникшее в эпоху возрождения, принято называть гуманизмом. отдельные черты гуманизма присутствуют и в античной культуре, но возрожденческий гуманизм был объёмнее и целостнее. гуманизм означает не только то, что человек признаётся высшей ценностью, но и то, что человек объявляется критерием всякой ценности. гуманизм возрождения проявлялся как превознесение разума в качестве главного орудия познания. фактически это означало признание господства разума над окружающим миром. из этого следовала ещё одна черта гуманизма – вера во всеобщий и бесконечный прогресс. наконец, поэтизация человека и всего человеческого влекла за собой эстетическое восприятие действительности, страсть к прекрасному и возвышенному.
гуманизм возрождения, не отрицая, что человек создан по образу и подобию бога, вместе с тем утверждал право человека на безграничное творчество. именно в творчестве, считали гуманисты, должно, прежде всего, проявляться подобие человека богу. творчество возрождения было направлено на человека. самопознание и самосозидание человека – таковы главные идеи возрожденческого гуманизма.
как правило, гуманисты не выступали против религии. но, превознося человека, делал из него подобие титана, они отделяли его от бога, которому отводилась роль творца, не вмешивающегося в жизнь людей. человек стал религией возрожденческого гуманизма.
гуманисты критиковали догматическую, ритуальную сторону христианской церкви, католического духовенства.
итак, основными чертами культуры эпохи возрождения являются:
· антропоцентризм,
· гуманизм,
· модификация средневековой христианской традиции,
· особое отношение к античности – возрождение античных памятников искусства и античной философии,
· новое отношение к миру.
Благодаря знаниям своего руководителя Сайреса Смита и благодоря своему собственному уму "они сумели поставить себе на службу животных, растения, минералы острова, то есть все три царства природы."
Инженер Сайрес Смит -главный герой романа-образ человека будущего, человека, покорившего природу и освобожденного от всяких пут.
Боцман Айртон проведший 12 лет на необитаемом острове , потерял человеческий облик , превратился в дикаря. "Горе тому кто одинок друзья" восклицает Сайрес Смит. Но стоило Айртону попасть в человеческое общество, дикарь стал человеком, закоренелый негодяй-честным работником.
В это время в подводном гроте острова Линкольн, обретает последнее прибежище со своим "наутилусом" постаревший капитан Немо.
В финале выясняется кто он такой: индийский принц Дакккар один из вождей восстания сипаев.
Он умирает на страницах "Таинственного острова", но продолжает жить и сражаться в романе "Двадцать тысяч лье под водой"
Будущее принадлежит людям как Сайрес Смит и его товарищам. люди сильны только в обществе, только в коллективе. Тот кто хочет жить и бороться в одиночку , обречен на гибель. К таким выводам приводи читаелей Жюль Верн.