Лет пятидесяти…Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые». Раскольников замечает, что лицо его похоже на маску и в нем есть что-то чрезвычайно неприятное.
Дворянин, служивший в кавалерии, Свидригайлов «шлялся» потом в Петербурге, был шулером. Он - вдовец. В свое время был выкуплен женой из тюрьмы, 7 лет жил в деревне. Циничный и развратный человек. На его совести самоубийство слуги, 14-летней девочки, возможно, отравление жены.
Свидригайлов сыграл и роковую роль в жизни сестры Раскольникова, Дуни. Из-за его домогательств она потеряла место работы. Позже, рассказав девушке о том, что ее брат - убийца, герой шантажирует Дуню. Боясь насилия, девушка стреляет в Свидригайлова и промахивается. Но Аркадий Иванович испытывал искренние чувства к Дуне. В его вопросе: «Так не любишь? И не можешь? Никогда?» - звучит искренняя горечь, почти отчаяние. Свидригайлов является «отрицательным двойником» Раскольникова. Герой утверждает, что они – «одного поля ягоды». Но Аркадий Иванович уже сделал свой выбор: он на стороне зла и не испытывает никаких сомнений. Он считает себя свободным от нравственного закона. Но это осознание не приносит герою радости. Он испытывает мировую скуку. Свидригайлов развлекается как может, но ничто не По ночам герою являются привидения загубленных им душ. Неразличимость добра и зла обессмысливает жизнь Свидригайлова. Глубоко в душе он осуждает себя, чувствует себя виноватым. Недаром вечность, которой он достоин, представляется герою в образе закоптелой баньки с пауками. Можно сказать, что нравственный закон, вопреки воле Свидригайлова, довлеет и над этим героем. Аркадий Иванович совершает и хорошие поступки: он устроить детей Мармеладова, заботится о маленькой девочке в гостинице. Но душа его мертва. В итоге он кончает с собой выстрелом из револьвера.
Классным руководителем Оли является учительница истории Евдокия Савельевна, обладающая странным вкусом в одежде и бурным характером, за что Оля её прозвала «безумной Евдокией». Эта учительница имеет склонность подчёркивать малейший успех слабых и посредственных учеников и при этом забывает отмечать талантливых. Она внимательно следит за судьбой своих бывших учеников, часто приглашает их на встречи с Олиным классом, причём Оля и её родители замечают, что практически все эти бывшие ученики получили самые рядовые профессии (шеф-повар, шофёр, диспетчер), никто из них не добился ничего выдающегося. Такая педагогическая практика Евдокии Савельевны идёт вразрез с Олиным характером. Во-первых, напряжённый график Оли не оставляет ей времени на школьные мероприятия, тем более что эти мероприятия для неё не интересны. Во-вторых, Оля считает, что Евдокия Савельевна просто не оценить её таланты. Так, однажды Олин класс под руководством Евдокии Савельевны ставит спектакль на английском языке, но Оле, хотя она и владеет этим языком лучше всех в классе, достаётся лишь третьестепенная роль. Оля часто подшучивает над Евдокией Савельевной, иногда в рифму. Родители во всём согласны с дочерью, хотя Надя иногда пытается приучить дочь к тактичности — по мнению Нади, если Евдокии Савельевны так дороги её бывшие ученики, то не стоит придумывать рифмованные дразнилки на эту тему.
Одно время Оля дружит со своей одноклассницей Люсей. Однажды Оля, пообещав взять Люсю на встречу с известным художником, не смогла сделать это — в зале не оказалось для Люси места, в результате Люсе пришлось ждать подругу на улице. Люся обиделась на Олю. Дружба сводится на нет. Вскоре после этого Евдокия Савельевна делает Люсю старостой класса, и Люся отчитывает бывшую подругу за увиливание от дежурств и прочей общественной работы. Оля и её родители считают поведение Люси предательством.