Иван Иванович Дмитриев родился в селе Богородицком, родовом поместье родителей, близ Сызрани. Получил поверхностное образование сначала дома, потом в частных пансионах Казани и Симбирска. Стесненные денежные обстоятельства отца Дмитриева заставили его отправить сына на военную службу в возрасте 14 лет. По обычаю того времени Иван Дмитриев был записан в гвардию (в петербургский Семеновский полк). Сначала он учился в полковой школе, потом получил офицерский чин. За двадцать два года он дослужился до звания капитана, а в отставку вышел в чине полковника. На большее скромный Дмитриев и не рассчитывал. Но неожиданные события резко изменили его жизнь: в 1797 г. по ложному доносу Дмитриев был арестован и обвинен в подготовке покушения на Павла I. Вздорность и нелепость обвинения быстро обнаружились. Дмитриева освободили, а император Павел, желая вознаградить невинно пострадавшего и возместить нанесенный дворянину моральный ущерб, вернул его на службу и назначил на высокий пост обер-прокурора Сената. Через два года Дмитриев получил чин тайного советника. Позже, уже при Александре I, в 1806 г., он был назначен сенатором, а затем министром юстиции. В 1814 г. Дмитриев окончательно ушел в отставку и поселился в Москве. Первые подражательные стихи Дмитриева напечатаны в 1782 г. в журнале «Утро», первые серьезные переводы — в «Утренних часах» (1789). Известность пришла к Дмитриеву в 1791 г., когда он начал систематически печататься в «Московском журнале» Карамзина, своего близкого друга. Большим успехом пользовались его песни, особенно «Стонет сизый голубочек...», сказки, прежде всего «Модная жена», и басни. В 1795 г. он издал первый сборник своих стихотворений: «И мои безделки» (название подчеркивало связь с Карамзиным, издавшим в 1794 г. сборник под названием «Мои безделки»). Девяностые годы были самой плодотворной порой творчества поэта. В 1802—1803 гг. он издал собрание своих произведений в трех частях. Это собрание несколько раз переиздавалось при жизни поэта. В 1823 г. вышло шестое, последнее, прижизненное издание стихотворений в двух частях. В 1895 г. вышли сочинения Дмитриева в двух частях под редакцией А. Флоридова.
Что значит быть хорошим сыном, хорошей дочерью? Это значит - приносить в дом только мир и покой, радость и счастье, не приносить тревог, огорчений, обид, позора семье.
Хорошие дети - спокойная старость, плохие дети - старость превращается в ад.. . Помните: как вы, дети, относитесь к своим отцу, матери, так и ваши дети будут относиться к вам, когда вы станете отцами и матерями.. . До конца дней своих человек должен остаться сыном. Чем больше его ответственность за собственных детей, тем выше его сыновний долг, даже тогда, когда уже нет в живых его матери и отца.
Умей чувствовать тончайшие душевные движения матери и отца. Их болезнь - твое горе, Их неудачи и неприятности на работе - твоя беда.. . Если в семье горе, несчастье, неприятность - твоя ответственность за благополучие семьи возрастает во сто крат. Только упорным трудом ты можешь облегчить труд своих родителей. Этот твой труд - самое сложное человеческое дело. Он - труд души. Несчастье, горе, беда матери и отца преодолеваются часто уже тем, что и как ты думаешь. Умей думать хорошо. Умей быть добрым в мыслях и чувствах.
Береги здоровье родителей. Помни, что раннюю старость и беда твоей матери и отцу приносят не столько труд и усталость, сколько сердечные волнения, переживания, огорчения, обиды. Больше всего уязвляет сердце отца и матери сыновняя неблагодарность, равнодушие сына, дочери!
Вкомедии а. с. грибоедова «горе от ума» проблема ума является одной из ключевых. об этом, собственно, свидетельствует название. поэтому эту проблему стоит рассматривать, , самой первой, говоря о комедии, её тематике и образной системе. замысел пьесы не был изначально таким, каким он представляется нам сегодня. грибоедов создал много версий своего произведения. и первоначально название также было другим – «горе уму» . казалось бы, незначительное изменение падежа заметно углубило всю проблему, сделав её более многосторонней. «горе уму» подразумевает угнетение чацкого, который становится изгоем в фамусовском обществе. «горе от ума» заставляет задуматься о том, нужен ли вообще чацкому ум в такой обстановке, и мы понимаем, что от этого ума плохо и самому герою. то есть проблема становится двусторонней. выше было довольно часто использовано слово «ум» . но поначалу не совсем ясно, что же вкладывается в это понятие автором и его героями, необходимо конкретизировать его в рамках действия комедии. и действительно, говоря о том, что чацкий умён, мы вспоминаем глупого, с его точки зрения, максима петровича, дядю фамусова, и слова племянника: «а? как по-вашему? по-нашему – смышлён» . в связи с этим, опираясь на другие образы произведения (молчалина, софьи и других) , можно сделать вывод, что грибоедов рассмотрел два типа ума: «интеллектуальность» и «приспособляемость» , также именуемую «бытовым» умом, который часто сродни глупости. сразу мысленно создаётся граница, по одну сторону которой мы уверенно ставим чацкого, а по другую – фамусова и его общество. но уже упоминавшаяся софья тоже, должно быть, стоит рядом с чацким. и тут вспоминается заявление грибоедова о своём творении, по которому в пьесе «двадцать пять глупцов» (вот почему простую приспособляемость мы приравниваем к глупости) на «одного здравомыслящего человека» . возникает вопрос: кто же софья в этом делении на «умных» и «глупых» ? вопрос остаётся открытым, и многие оспаривают самого грибоедова. но всё-таки софья при своей «мудрости» относится к глупцам, просто потому, что она – член фамусовского общества, она остаётся «вариться» в этом «котле» . но вернёмся к приспособляемости. при всей своей примитивности она приносит прекрасные плоды. все без исключения члены старомосковского общества действуют по одной и той же схеме, которая не формулируется в произведении явно, но лежит на поверхности, если мы вспомним, что максим петрович ради хорошего положения выступал, фактически, шутом («упал он больно, встал здорово.») , и молчалинскую «философию» («в мои лета недолжно сметь своё суждение иметь») . для начала формула успеха требует чинопочитания. перед всеми, кто выше тебя по званию, необходимо пресмыкаться (большинство «крупных» внесценических персонажей похожи на полубогов) . рано или поздно это того, кто ранее «в мире брал лбом» , «стучал об пол не жалея» , как выразился чацкий, к власти, и тогда новоявленный «большой человек» имеет полное право унижать тех, кто ниже него. чацкий себе такого не может позволить, он слишком ценит свою честь, достоинство и ум. вот почему ему «горе от ума» - он только страдает, не принимая идеи фамусова и его единомышленников. но на самом деле «горе» от ума чацкого не только ему самому, но и фамусовскому обществу. образованность и просвещение наносят непоправимый удар старой москве. мы видим, что один чацкий довольно сильно испугал всех присутствующих на вечере у фамусова, и лишь своим количеством смогли они вытеснить «инородное тело» из своего круга. если же таких, как чацкий, будет много, то фамусовское общество потерпит окончательное и сокрушительное поражение. итак, «горе от ума» , при всей сложности проблемы, даёт нам надежду на «просвещение в конце тоннеля» , если можно так выразиться, в лице таких умных и высокообразованных людей, как чацкий. и фамусовское общество выглядит чем-то мертвенно-бледным и отмирающим в своих попытках противостоять этому.
Первые подражательные стихи Дмитриева напечатаны в 1782 г. в журнале «Утро», первые серьезные переводы — в «Утренних часах» (1789). Известность пришла к Дмитриеву в 1791 г., когда он начал систематически печататься в «Московском журнале» Карамзина, своего близкого друга. Большим успехом пользовались его песни, особенно «Стонет сизый голубочек...», сказки, прежде всего «Модная жена», и басни. В 1795 г. он издал первый сборник своих стихотворений: «И мои безделки» (название подчеркивало связь с Карамзиным, издавшим в 1794 г. сборник под названием «Мои безделки»). Девяностые годы были самой плодотворной порой творчества поэта. В 1802—1803 гг. он издал собрание своих произведений в трех частях. Это собрание несколько раз переиздавалось при жизни поэта. В 1823 г. вышло шестое, последнее, прижизненное издание стихотворений в двух частях. В 1895 г. вышли сочинения Дмитриева в двух частях под редакцией А. Флоридова.