Эта тема подходит С.Есенину более чем какому-нибудь другому поэту. Есенин воспел Русь с огромной любовью и преданностью человека, выросшего среди русской природы. Все свое детство и юность провел он в крестьянской среде, среди деревенских песен, сказаний. Все то, что для других является фольклором, этносом, для Есенина — простой человеческий быт. Язык народа, крестьян для Есенина — его родной язык. Конечно же, любовь его к России, к родному селу выразилась во всех написанных стихах, которые часто называют песнями. Певучесть — это характерная черта поэзии Есенина. Это опять же отголосок его детства, наполненного колыбельными, частушками, сочиненными народом. Часто темы его произведений тоже перекликаются с народными мотивами:
Ты поила коня из горстей в поводу, Отражаясь, березы ломались в пруду. Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри черные змейно трепал ветерок... Но главной темой всегда остается сама Русь. Говорит ли поэт о любви, о грусти или предается воспоминаниям, всегда его образы отображают все исконно русское, потому что и сам Есенин — частичка Руси. Он целиком и полностью принадлежит ей:
Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" - Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою".
В основном в своей поэзии Есенин воспевает красоту Руси, ее величие. Но не забывает и о тяготах народных, в которых жил сам. Тяжелый крестьянский труд, неурожаи, разбойники, затаившиеся в лесах, постоянная бедность и многое другое доставляло немало тягот и лишений крестьянам.
Потонула деревня в ухабинах, Заслонили избенки леса. Только видно, на кочках и впадинах, Как синеют кругом небеса.
Наступившая революция увлекла поэта. Всей своей русской душой поверил он в светлое будущее и в справедливость, которая обязательно наступит. Под впечатлением революции в его поэзии появляются новые решительные оттенки. Стихотворение "Иония" своим слогом чем-то перекликается с поэзией Маяковского, который также был вдохновлен революцией. И так же недолго, как и Есенин. Но вначале это была сильная вера в то, что Русь "взмахнет крылами", надежда на избавление крестьян от их тяжкой доли. Мощно и уверенно утверждает Есенин свою веру в победу народной власти:
Я сегодня рукой упругою Готов повернуть весь мир... Грозовой расплескались вьюгою От плечей моих восемь крыл.
Но Русь Есенина — прежде всего ее душа, ее удивительная сущность, которая отражается в полях, дорогах, тройках лошадей, колокольчиках и всем том, что неподвластно политике, войнам, революциям. Сердце России хранится в вечности. Еще Л. Андреев раскрывал это сложное понятие "Небесная Россия", которое интуитивно чувствует Есенин. Для него она — родная, любимая сторона, воспоминание о матери, о доме. И в то же время, понимая величие своей родины, своего родного дома, Есенин сравнивает Русь с огромным храмом, в котором он — один из прихожан:
Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа... Не видать конца и края — Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя.
И как гимн, как главная суть его мировоззрения звучат строчки, которые уже цитировались, — рай не так прельщает поэта, как Родина — Святая Русь.
В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать. Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений - «Гой ты, Русь моя родная...»
С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением - целая философия, система ценностей. Мир деревни - это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С. Есенина - это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна: «Грустная песня, ты - русская боль». Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года - начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя.
Для поэта родная деревня в России - это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, - это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие «малой родины». С присущей Есенину-лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: «Ой ты, Русь моя родина кроткая, лишь к тебе я любовь берегу».