Отзыв. Давно уже хотела прочесть "Класс коррекции" Екатерины Мурашовой, а, прочитав, поняла, что можно было бы и не читать. О социально запущенных детях и подростках с задержкой в развитии знаю не понаслышке, в университете довелось некоторое время работать с проблемными детками в составе группы волонтеров-психологов. Читая "Класс коррекции", в какой-то момент поняла, что некоторые герои этой книги похожи на тех ребят, с кем мне тогда довелось работать. На первый взгляд, они как ежики. Колючие, неприветливые, к ним еще надо подобрать свой подход, а для этого надо уйму терпения и, главное, желания. С такими детьми не просто, но они такие, какие есть, и в этом нет их собственной вины, так случилось. Они имеют право на жизнь и право на уважение и принятие со стороны окружающих. Эти дети - тоже люди.
На тему изгоев общества можно рассуждать долго и нудно, поэтому лучше вернусь непосредственно к сюжету "Класса коррекции". В общем-то, это хорошая повесть, в ней дети с ограниченными физическими и умственными представлены без прикрас, отлично показаны реалии современного мира и извечного деления любого общества на группы сильных и слабых, богатых и бедных.
Единственный момент, который мне не понравился - фэнтезийная линия сюжета. Я прекрасно понимаю, что ее главная задача - создать контраст с реальным миром этой истории, усилить его серость и безнадежность. Это все понятно, но от этого сказочный мир Юры мне милее не стал, эта часть повести оказалась для меня неприемлемой. Как и некоторые моменты концовки. Да, иногда должен быть такой герой, который своим появлением дает эдакий толчок для раскрытия другого героя, а после этого исчезает также быстро, как появился, так как его роль выполнена. Здесь все ясно, но вот как-то уж очень по-голливудски выглядит момент с родителями Юры и передачи им никому ненужной Милки.
В целом, социальная часть сюжета мне понравилась, а вот все остальное - нет. Это очень субъективный взгляд на "Класс коррекции", но уж так как есть.
"...А каков Германн! – сказал один из гостей, указывая на молодого инженера...""...увидела молодого инженера..."
Германн по происхождению немец:
"...Германн немец..."
"...Германн был сын обрусевшего немца..."
Германн внешне похож на Наполеона:
"...он сидел на окошке, сложа руки и грозно нахмурясь. В этом положении удивительно напоминал он портрет Наполеона..."
У Германна черные глаза и бледное лицо:
"...Он стоял у самого подъезда, закрыв лицо бобровым воротником: черные глаза его сверкали из‑под шляпы..."
"...быстрый румянец покрывал его бледные щеки всякий раз, когда взоры их встречались..."
Три главных качества Германна - расчетливость, умеренность и трудолюбие:
"...Нет! расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!.."
"...Германн немец: он расчетлив, вот и все! – заметил Томский..."
Германн - небогатый человек. Он страстно желает разбогатеть:
"...Германн был сын обрусевшего немца, оставившего ему маленький капитал..."
"...Деньги, – вот чего алкала его душа!.." Германн - экономный, бережливый человек:
"...Будучи твердо убежден в необходимости упрочить свою независимость, Германн не касался и процентов, жил одним жалованьем, не позволял себе малейшей прихоти. Впрочем, он был скрытен и честолюбив, и товарищи его редко имели случай посмеяться над его излишней бережливостью..."
Германн - скрытный и честолюбивый человек:
"...он был скрытен и честолюбив..."
У Германна в душе кипят страсти, но он усмиряет их твердостью своего характера:
"...Он имел сильные страсти и огненное воображение, но твердость его от обыкновенных заблуждений молодости..."
Германн в душе игрок, но он никогда в жизни не играл в карты до истории с графиней:
"...Так, например, будучи в душе игрок, никогда не брал он карты в руки ..., – а между тем целые ночи просиживал за карточными столами и следовал с лихорадочным трепетом за различными оборотами игры..."
"...отроду не брал он карты в руки, отроду не загнул ни одного пароли, а до пяти часов сидит с нами и смотрит на нашу игру!.."
Германн - целеустремленный человек, который ради своей цели готов на все. Так например, он готов стать возлюбленным 80-летней старухи ради денег:
"...Почему ж не попробовать своего счастия?.. Представиться ей, подбиться в ее милость сделаться ее любовником, – но на это все требуется время – а ей восемьдесят семь лет..."
Германн в душе чудовище:
"...Вы чудовище! – сказала наконец Лизавета Ивановна..."
У Германна душа Мефистофеля, то есть демона:
"...Этот Германн, – продолжал Томский, – лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля..."
Германн мало верит в Бога, но у него есть много предрассудков:
"...Имея мало истинной веры, он имел множество предрассудков. Он верил, что мертвая графиня могла иметь вредное влияние на его жизнь, – и решился явиться на ее похороны, чтобы испросить у ней прощения..."
Германн использует Лизу, чтобы встретиться с графиней:
"...Итак, эти страстные письма, эти пламенные требования, это дерзкое, упорное преследование, всё это было не любовь! Деньги, – вот чего алкала его душа! Не она могла утолить его желания и осчастливить его! Бедная воспитанница была не что иное, как слепая разбойника, убийцы старой ее благодетельницы!.."
Германну не жалко ни Лизу, ни покойную старуху. Ему жалко лишь карточный секрет, который старуха уносит с собой в могилу:
"...сердце его также терзалось, но ни слезы бедной девушки, ни удивительная прелесть ее горести не тревожили суровой души его. Он не чувствовал угрызения совести при мысли о мертвой старухе. Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны, от которой ожидал обогащения..."
После смерти старухи ее призрак является Германну. Этот призрак называет ему три заветные карты:
"...белая женщина, скользнув, очутилась вдруг перед ним, – и Германн узнал графиню!.."
"...мне велено исполнить твою Тройка, семерка и туз выиграют тебе сряду..."
Наконец Германн впервые в жизни решается сыграть в карты. Он ставит на тройку, семерку и туз. Но вместо туза у него оказывается пиковая дама. Он проигрывает все деньги и сходит с ума:
"...Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам..."
"...Германн сошел с ума. Он сидит в Обуховской больнице..."