Илья́ Му́ромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Иванович, также встречаются варианты: Илья Моровлин, Муравленин, Муровец, Муромлян[2]; Илия-змееборец[3]) — один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий общий народный идеал героя-воина.
Илья Муромец  «Богатырский скок». Виктор Васнецов. 1914. былинный богатырьМифология:СлавянскаяПол:мужской полМестность:Киевская РусьПроисхождение:крестьянского происхождения[1]Упоминания:«Обретение силы Ильёй Муромцем»; «Илья Муромец и Святогор»; «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; «Илья Муромец и Идолище»; «Илья Муромец на Соколе-корабле»; «Илья Муромец и Жидовин» и др.Связанные персонажи:Святогор, Добрыня Никитич Иллюстрации на Викискладе
Согласно легенде, крестьянский сын[4] и оберегатель русской земли от врагов, параличный до 33 лет, получает силу от ангелов-странников, борется с Соловьём-разбойником, идолищем, жидовином, татарами и, наконец, окаменевает[5]. Впервые появляется в письменных источниках в XVI веке у Ф. С. Кмиты-Чернобыльского как Илья Муравленин, у Эриха Лясоты — как Илья Моровлин, в некоторых былинах XVII века — как Илья Мурович или Илья Муровец[6][7]. Некоторыми исследователями отождествляется со святым Илией Печерским Чеботком, мощи которого покоятся в Киево-Печерской лавре.
Творчество С. А. Есенина занимает важнейшее место в литературе XX века. Русский поэт, выходец из крестьянской семьи, стал продолжателем дела Пушкина и Гоголя, Толстого и Чехова. Есенину удалось еще больше "раздвинуть границы" народного языка. А его сакраментальная любовь к родному краю определила своеобразие лирики.
Главной темой лирики Есенина всегда является Родина, любовь к родной земле. Поэт сам так характеризует свои стихи: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”. О чем бы не пел Есенин, его чувства и эмоции всегда отражались через восприятие Родины.
До революции у С. А. Есенина вышел сборник стихотворений "Радуница", в котором он размышляет о Руси, о ее пути, о любви и о назначении поэта. Но все философские во неизменно отражаются через описание родного края:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосёт глаза.
Он воспевает "озерную синь", "голубые дали", "белые веки Луны", "желтые поводья месяца". Вообще, цветовые эпитеты – это еще одна характерная черта есенинской лирики. Через краски поэт умеет передать тон и настроение.
Например,
Чёрная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?
Черный – цвет грусти и печали, а у Есенина он заиграл новыми оттенками. Черный – как цвет плодородной земли. И как же не любить эту землю, которая кормит!
Любовь к Родине у поэта безразмерна, она определяет главные мотивы поведения. Например, Есенин пишет:
А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам...
И Русь все также будет жить,
Плясать и плакать у забора.
Стихотворение было написано в 1916 году. В воздухе уже витал дух революции. И Есенин воспримет революцию с радостью, с облегчением. Но поэт ошибся. Он думал, что революция принесет облегчение деревне, наступит этакий "мужицкий рай". А получилось совсем не так. Это непонимание идей революции сделало его чужим в родной стране. Тогда и появляются в лирике Есенина мотив грусти, обреченности, который станет основным для его поздней лирики
Это был бы памятник Микуле Селяниновичу, красивому, могучему русскому человеку, изображенному в процессе труда, с сохой, такой, как описан герой в начале былины. Микула Селянинович — пахарь. В начале былины мы видим, как Вольга не может доехать до Микулы, три дня добирается. Эта гипербола представить масштабы трудовой деятельности Микулы. Микула работает легко, с удовольствием, труд ему в радость, орудия труда у него очень красивые, богато украшенные. С этих деталей в былине превозносится крестьянский труд. Микула очень красив, описываются его кудри, глаза, брови, он празднично одет. Правдоподобие в этом описании нарушено, но так передается доброе отношение народа к пахарю. В диалоге, который следует далее, показан характер Микулы Селяниновича: он не позволит себя обидеть, соглашается Вольге в трудную минуту, Микула бережлив и заботлив. Этот герой превосходит силой и умом целую дружину (он один смог бросить соху за ракитов куст, а дружина не смогла). В конце былины герой рассказывает о том, что после сбора урожая он будет радоваться вместе со всеми, то есть сам Микула не выделяет себя среди других людей. Образ Микулы - это собирательный образ всего крестьянства, чей труд оценен в былине очень высоко, выше воинских подвигов Вольги.
Илья Муромец

«Богатырский скок». Виктор Васнецов. 1914.
былинный богатырьМифология:СлавянскаяПол:мужской полМестность:Киевская РусьПроисхождение:крестьянского происхождения[1]Упоминания:«Обретение силы Ильёй Муромцем»; «Илья Муромец и Святогор»; «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; «Илья Муромец и Идолище»; «Илья Муромец на Соколе-корабле»; «Илья Муромец и Жидовин» и др.Связанные персонажи:Святогор, Добрыня Никитич Иллюстрации на Викискладе
Согласно легенде, крестьянский сын[4] и оберегатель русской земли от врагов, параличный до 33 лет, получает силу от ангелов-странников, борется с Соловьём-разбойником, идолищем, жидовином, татарами и, наконец, окаменевает[5]. Впервые появляется в письменных источниках в XVI веке у Ф. С. Кмиты-Чернобыльского как Илья Муравленин, у Эриха Лясоты — как Илья Моровлин, в некоторых былинах XVII века — как Илья Мурович или Илья Муровец[6][7]. Некоторыми исследователями отождествляется со святым Илией Печерским Чеботком, мощи которого покоятся в Киево-Печерской лавре.