Это случилось в те далекие времена, когда на Киевскую Русь часто нападали степные народы. Одни из них, печенеги, однажды пришли к Белгороду, но приступом взять не смогли. Окружили они тогда город и взяли в осаду. Долго продолжалось осадное положение. Наступил голод. Обессилевшие люди пришли в такое отчаяние, что собрались уже сдаться печенегам. Собрали они вече (народное собрание в древней Руси) и сказали: «Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода». Тогда встал один старый человек и дал умный совет. Он предложил не сдаваться врагам, а постараться их перехитрить. Старик дал задание с каждого двора собрать хотя бы по одной горсти овса, пшеницы или отрубей. Когда все это было собрано, женщины сделали болтушку, выкопали колодец, поставили в него кадь (большая кадка) и налили туда болтушку. На следующий день пригласили в город нескольких печенегов на переговоры. Увидев, как русские люди достают из колодца пищу и едят ее, печенеги очень удивились. А горожане сказали: «Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли». Печенеги решили, что белгородцев кормит сама земля. А значит, не перестоять им русских. Так и ушли враги от стен города ни с чем. Предания сочинял и рассказывал простой русский народ. Именно он составляет основную часть Российского государства, народное творчество — художественное воплощение его. В преданиях отразились такие народные идеалы, как патриотизм, ум и находчивость. В «Сказании о белгородском киселе» мудрый старец, простой русский человек, своей смекалкой русскую землю от нашествия печенегов. Герой этого сказания воплотил в себе образ простого русского народа, смекалистого без интриг и коварной хитрости, сильного без показного хвастовства собственной силы и до самозабвения любящего свою Родину, готового защищать Русь до последнего.
Вот Вам наикратчайшее содержание сказки Константина Паустовского "Растрёпанный воробей". Вернее, мораль: добро порождает добро! ) А если серьёзно, то старая ворона, залетев в форточку квартиры, где с мамой и няней жила девочка Маша, украла стеклянный букетик в виде броши. А маленький и отважный воробей по имени Пашка с друзьями воробьями этот букетик у вороны отбил и вернул маме девочки в день премьеры балета "Золушка" в Большом театре, где она танцевала главную партию и должна была по своего мужа и отца Маши, героя-моряка, приколоть этот букетик к платью в знак своей к нему любви. А вернул букетик Пашка-воробей потому, что был очень благодарен девочке Маше, которая его от смерти, взяв холодного и голодного домой, где обогрела и накормила.
Поспела, в лесу земляника. Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко. Пришли они в лес и стали собирать ягоду; кто раньше наберёт. Выбрала мама Жене полянку получше и говорит: — Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много землячки. Ходи собирай. Женя вытерла кувшинчик лопухом и стала ходить. Ходила-ходила, смотрела-смотрела, ничего не нашла и вернулась с пустым кувшинчиком. Видит — у всех земляника, У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на блюдечке две ягоды. — Мама, а мама, почему у всех у вас есть, а у меня ничего нету? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую полянку. — А ты хорошенько искала? — Хорошенько. Там ни одной ягоды, одни только листики. — А под листики ты заглядывала? — Не заглядывала. — Вот видишь! Надо заглядывать. — А почему Павлик не заглядывает? — Павлик маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже девочка довольно высокая. А папа говорит: — Ягодки — они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю. Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая: — Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится. — Хорошо,— сказала Женя папочка. Буду так делать.