Відповідь:
Поэт понимал, что его отправляют на верную смерть. К этому времени он уже был знаменит: о нем писали критики, спорили читатели. М.Ю. Лермонтов хотел подать в отставку, чтобы целиком посвятить себя литературе, но этому не суждено было осуществиться.
Один из современников вспоминал: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!». Несколько человек гостьей окружили поэта и просили прочесть только что написанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его. Когда он кончил, глаза были влажные от слез...» (по воспоминаниям В.А. Соллогуба).
Обратимся к стихотворению.
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.
В начале первой строфы поэт обращается к тучам с чувством грусти, видя в них таких же странников, как и он сам. Он называет их «вечные странники», потому что у тучек нет дома, нет родины, они всю жизнь путешествуют по небу. Небо поэт называет «степью лазурною», потому что бескрайняя степь словно отражается в небесном зеркале, а отражаясь, приобретает голубоватый оттенок. Так поэт будто бы расширяет пространство, делая его бесконечным.
Прием инверсии выразить настроение устремленности, неуспокоенности, тревоги.
ИНВЕРСИЯ – необычный порядок слов в предложении.
Первое употребление инверсии «степью лазурною» привлекает внимание к прилагательному.
Эпитет «жемчужною» говорит о том, что тучи не грозовые, тяжёлые и тёмные, они лёгкие, белые и маленькие, словно жемчуг.
СТРОФА – группа стихов, объединенных повторяющимся размером рифмовки, интонацией и т. п.
ЭПИТЕТ – образное определение.
Эти средства языка Лермонтову, талантливому художнику, нарисовать картину словесную.
Выражение «…цепью жемчужною» следует называть метафорой.
МЕТАФОРА – употребление выражения в переносном значении на основании сходства предметов.
Тучи цвета жемчуга плывут одна за другой, словно жемчужины, нанизанные на нитку. Этим поэт словно подчёркивает связь природы и человека.
Словом «изгнанники» поэт обозначает тучки, но это слово может относиться и к нему самому. Он чувствует себя изгнанником и с слова «будто» сравнивает судьбу тучек со своей.
СРАВНЕНИЕ – изобразительное средство языка; создание образа путем сопоставления уже известного с неизвестным (старого с новым). Сравнение создается с специальных слов («как», «будто», «точно», «словно»), формы творительного падежа или сравнительных форм прилагательных.
Смысл этого сравнения заключается в том, что поэт нигде не может найти понимания и приюта. Он вынужден скитаться в поисках любви. Однако поэт испытывает чувство, не доступное тучкам: он страдает, его мучают страсти, горечь от чужой зависти, злобы и клеветы. «Или друзей клевета ядовитая?» – горько звучит риторический вопрос в третьей строфе, ещё более усиленный анафорой (повторением союза «или» в начале строки). Не врагов, а друзей – что может быть страшнее?
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – выразительное средство языка: утверждение в форме вопроса, не предполагающего ответа.
АНАФОРА – выразительное средство языка: повторение в начале стихотворных строк, строф, абзацев одних и тех же слов, звуков, синтаксических конструкций.
В последней строфе герой отрицает свою первоначальную мысль о том, что тучи – изгнанники: ведь у них нет родины, а значит, им нечего терять.
Им чужды и страсти, и страдания. Не случаен повтор слова «чужды». Тем самым автор подчеркивает, что у них разная судьба: тучки и лирический герой «чужды» друг другу. Тучи не страдать, так, как страдает и чувствует лирический герой, у туч нет родины – значит, они вовсе не изгнанники. Не случайно автор наделяет их эпитетами «вечно холодные, вечно свободные». Тучи не могут страдать, они свободны от чувства долга, любви к родине. Только тот, кто глубоко любит родину, может переживать горечь изгнания так, как её переживает поэт.
Таким образом, можно сказать, что стихотворение построено на приеме антитезы (противопоставления): свободному странничеству туч противопоставлено невольное изгнанничество героя. Однако именно благодаря изгнанию герой познает свое истинное предназначение.
Пояснення:
Відповідь:
29 августа 1991 года решением правительства Республики Казахстан Семипалатинский ядерный полигон был закрыт, Указ № 409 Президента Казахстана. Большую роль в этом сыграло народное антиядерное движение Невада — Семипалатинск и его лидер Олжас Сулейменов.
В связи с вышеизложенным 25.11.2014 года ко дню пожилых людей проведена воспитательная работа под руководством наставников Исабекова У.А. и Пернебекова С.П. со студентами 3 курса ОМ 12-035/2 и ОМ 12-036/1 на тему: « Жизненный путь Олжаса Сулейменова. Семипалатинский ядерный полигон». Цель конференции узнать больше о жизни народного лидера и за что против он боролся.
Олжас Омарович Сулейменов — поэт, народный писатель, общественно-политический деятель Казахстана, дипломат, родился в 1936 году в городе Алма-Ата. Предки Олжаса Сулейменова с отцовской стороны были поэтами, музыкантами и воинами, а с материнской – строителями-саманщиками. Олжас вырос в Алма-Ате у бабушки с дедушкой. Окончил школу в 1954 году и поступил на геологоразведочный факультет Казахского госуниверситета, окончил его в 1959 году, инженер-геолог. Последние годы учёбы совмещал с работой в геологоразведочных партиях. В 1989 году стал инициатором и лидером народного движения «Невада — Семипалатинск», целью которого было закрытие Семипалатинского ядерного полигона и других ядерных полигонов мира.
78 летний общественный деятель Сулейменов с 2002 года и по настоящее время — постоянный представитель Казахстана в ЮНЕСКО (Париж).
Олжас Сулейменов:
— Комфортнее всего мне, конечно, в Алма-Ате. Мне горы нужны, обязательно. Я с детства привык утром встать и увидеть в окне заснеженные горы с розовато-белыми вершинами. Для моего родного города эта деталь пейзажа необходима. И в странах, где из окна видны горы, я чувствую себя лучше, чем в Париже, Москве или Риме.
Студенты 3 курса ОМ 12-036/1 группы Исаев М.И. и Ашимова А.А. подготовили доклад на тему: «Жизненный путь Олжаса Сулейменова»
29 августа 1949 года были проведены испытания первой советской атомной бомбы на Семипалатинском ядерном полигоне. С тех пор, Семипалатинский полигон стал основным местом испытания ядерного оружия в СССР. На полигоне было произведено 468 ядерных взрывов, включая 125 воздушных и наземных. Атмосферные и наземные взрывы внесли главный вклад в радиоактивное загрязнение полигона и окружающих его земель. Последний взрыв на территории полигона был произведен 19 октября 1989 года. С 29 августа 1991 года Семипалатинский полигон указом президента Казахской ССР Н.Назарбаева закрыт и именуется «бывшим». И хотя теперешнее радиоактивное облучение в населенных пунктах лишь немного выше природного фона, уровень уже накопленных людьми радионуклидов значительно превышает норму. Раковые, неврологические заболевания стали одними и самых распространенных в восточном Казахстане.
Студенты 3 курса ОМ 12-035/2 группы Сағи М.С. и Оразаметов Д.М. подготовили доклад на тему: « Семипалатинский ядерный полигон»; Алдабергенова А.М. и Тутадзе А.М. подготовили доклад на тему: «Экологический фактор. Понятие экогенетики»; Баялиева З.А. и Вердина К.В. подготовили доклад на тему: «Последствия Семипалатинского полигона»
Пояснення:
Когда ты вырастешь, ты поймешь, что человек должен жить поближе к природе, любить родные поля, воздух, солнце, небо.. .Это неправда, будто в деревне скучно. Бедности в деревне много - вот это правда, и, значит, надо делать так, чтобы было поменьше этой бедности деревенским людям, трудиться с ними и для них.. .И хорошо можно жить в деревне!
(отец с самого детства прививал любовь к деревне своему сыну. *И хорошо можно жить в деревне! *-говорит отец.)